Новая реформа ГАСИ: Саакашвили предложил передать функции ГАСИ частным лицам.
mlp / 27.07.2020
Михеил Саакашвили предложил передать функции Государственной архитектурно-строительной инспекции (ГАСИ) частным лицам. Об этом он рассказал в среду во время презентации альтернативного видения реформы ведомства, разработанной «Офисом простых решений и результатов».
ГАСИ – регулятор строительной отрасли, который выдает разрешительные документы на строительство и принимает здания в эксплуатацию – является одним из самых коррупционных ведомств на рынке. Его реформа начата в марте премьер-министром Денисом Шмыгалем. Во время переходного этапа выдача документов ГАСИ упала на 80%, а размер взяток вырос в три-четыре раза.
Какие новшества предлагает ввести Михеил Саакашвили и как это повлияет на работу строительного рынка?
«Офис простых решений и результатов» (ОПРР) презентовал свое видение реформы ГАСИ на круглом столе, организованном Конфедераций строителей Украины.
Согласно презентации, предлагается:
- отказаться от детального плана развития территорий (ДПТ). Основным источником градостроительной документации должен стать градостроительный кадастр; - функции ГАСИ (объекты СС2 и СС3) частично передать частным юрлицам. Контроль над объектами повышенной этажности (СС3) остается за государством. Государство рандомно определяет, кто из юрлиц может контролировать СС2 и СС3, и также проверяет качество работы юрлиц; - получение техусловий (ТУ) на инженерную инфраструктуру не до начала строительства объекта, как происходит сейчас, а до введения объекта в эксплуатацию; - контроль за самовольным строительством возлагается на общественность. При этом активистам предлагается получать 20% от наложенного на застройщика штрафа.
Предложенная система кардинально отличается от существовавшей, а также предложенной ранее Шмыгалем. «Я разговаривал с президентом. Он не хочет половинчатых решений, он хочет полностью перестроить систему, а не отдельные кусочки», – подчеркнул Саакашвили. По его словам, Владимир Зеленский еще не видел презентации этой реформы, но ознакомится с ней в ближайшее время.
Почему решили ликвидировать ГАСИ?
Напомним, реформа начата 13 марта. Тогда Шмыгаль проанонсировал ликвидацию этого ведомства и создание вместо нее трех новых структур:
- Государственной инспекции градостроения Украины (Державна інспекція містобудування України, ДІМУ); - Государственной сервисной службы градостроения Украины (ДССМУ), - Государственного агентства по вопросам технического регулирования градостроении Украины (ранее эти функции выполнял один из департаментов Минрегиона).
Существует и альтернативное видение реформы ГАСИ. В частности, профильное министерство разрабатывало соответствующий законопроект, рассказывал министр развития общин и территорий Алексей Чернышов. В нем, в частности, предлагалось создать два ведомства, а не три: Государственную инспекцию градостроительства Украины (ГИГУ – выполняет контрольно-инспекционную функцию) и Государственную сервисную службы градостроительства (ГССГ – строительный ЦПАУ). Функции третьего ведомства, работа которого состоит в нормотворчестве, предполагалось отдать сторонней структуре, например, профильному министерству.
На сегодня создано ГИГУ под руководством Юрия Васильченко, возглавлявшего ранее ГАСИ. А саму ГАСИ возглавляет временный руководитель Богдан Федоренко.
Пока чиновники определяются с конечным видением реформы, на рынке царит хаос. «Такого, что происходит сейчас, не было даже при Януковиче. Уровень коррупции вырос, документы выдаются единицам. Более того, теперь застройщики из регионов должны ездить за документацией в Киев», – говорит народный депутат Елена Шуляк.
Ранее исполнительный директор Ассоциации городов Александр Слободян отмечал, что в стране растет количество незаконного строительства и строительства со значительными нарушениями действующего законодательства.
По словам нескольких руководителей крупных строительных компаний, ценник в ГАСИ вырос в три-четыре раза. Впрочем, многие игроки рынка заняли выжидательную позицию и не спешат сдавать объекты в эксплуатацию.
Как отнесся рынок к инициативе Саакашвили?
Предложенный формат реформы ГАСИ вызвал неоднозначную реакцию игроков рынка. Некоторые новшества застройщикам понравились, но в целом они сошлись во мнении, что реформе не хватает системности, а ее составителям – знаний о существующих правилах игры на рынке.
По словам адвоката Владислава, часть предложений ОПРР уже давно внедрены (например, разрешение проектировать по Еврокодам действует с 2011-го), часть – противоречат активно внедряемым сейчас решениям. То, что прописано как часть Градостроительного кадастра, уже создано как элемент Единой государственной электронной системы в сфере строительства. Также уже разрабатывается законопроект по защите инвесторов.
Градостроительный кадастр – как единая база для градостроительной информации
Юрист компании, эксперт по градостроительному и земельному праву Юрий поддерживает предложенный тезис. По его словам, в этом реестре должны содержаться еще и данные Государственного земкадастра.
Проблема только в том, что он не обновляется. «Потому что это не выгодно многим застройщикам, которые лоббируют свои интересы», – считает юрист Владимир.
Отказ от ДПТ
Здесь мнения экспертов разделились. С одной стороны, ДПТ не гарантируют устойчивого развития территорий, которое возможно обеспечить лишь на основании зонирования и генпланов. Однако ДПТ, подчеркивает Владислав, появились именно по причине отсутствия или плохого качества генпланов. И однозначная их отмена не решает проблему, а обостряет.
«Я всегда был против ДПТ и считаю их абсолютно бестолковым документом. Но такое резкое их исключение из правового поля без каких-то вещей, которые регламентируют стратегию развития, – это очень смелый шаг, который точно приведет к хаосу», – соглашается СEO и управляющий партнер девелоперской компании.
Общественный контроль
Предложенный вариант напоминает, по словам девелопера, сказочную историю: во-первых, то, что со штрафа физическое лицо получает 20%, во-вторых, процедура признание строительства самовольным. С учетом существующей градостроительной документации, большую часть строек формально можно признать самовольными и оштрафовать. Большинство столичных новостроек возводятся без разрешительной документации.
«На самом деле общественный контроль уже существует. Но, с одной стороны без надлежащей реакции со стороны органов контроля он не работает. А с другой – часто общественный контроль превращается в бизнес и борьбу с конкурентами», – добавляет эксперт Владимир.
Градостроительный контроль – в частные руки + страхование
Это предложение вызвало самую активную поддержку среди экспертов.
«Отдать контроль за строительством частному капиталу – это хорошая идея, мне нравится. Но дьявол кроется в деталях», – заявил в ходе круглого стола совладелец компании девелоперской компании. Он отметил, что реформа не учла роль Министерства культуры, которое согласовывает строительство в центре города и исторических местах столицы.
«И потом, как строят аферисты? Выгнали пару этажей, продали за условные $100 квартиры, а потом используют своих покупателей как инструмент давления на власть. Власть не должна давать возможности строить против закона, потому что на демонтаж таких построек нет денег», – сказал он.
Главным условием реализации этой инициативы, по мнению юриста Владислава, является сформированный зрелый рынок, с ответственными профессиональными объединениями, которые сами осуществляют допуск и вывод с него тех субъектов, которые не соответствуют каким-то морально-этическим и профессиональным нормам.
«В иных случаях государству всегда лучше создать новый орган с нуля и наделить его функционалом, это менее опасно с точки зрения коррупции, чем отдача на откуп дикому рынку. Прежде чем передавать функции, государство должно быть уверено, что частники могут выстроить систему в интересах общества, а не в своих личных. Это касается и страхования», – заключил он.
Экс-директор департамента нормативно-правового обеспечения ГАСИ Сергей Шеченко на своей странице в «Фейсбук» отметил, что такая инициатива противоречит ст. 42 Конституции Украины.
Он пояснят, что, если эту функцию передать юрлицам, каждый крупный застройщик будет иметь собственных, подконтрольных только ему, уполномоченных лиц со всеми вытекающими последствиями.
Технические условия
Эксперты согласны, что получение технических условий требует усовершенствования. Но получать их во время строительства, а не в начале – означает подвергнуть инвестиции рискам. «Если нет технических условий, значит, застройщик не знает, получит ли он ресурс или нет, где запроектировать вводы, как формировать внутренние помещения и так далее. Поэтому это очень рискованный момент – начинать стройку без полученных ТУ или хотя бы понимания, откуда они будут получены», – подчеркивает девелопер.
Какова вероятность того, что реформа Саакашвили будет внедрена?
Эксперты сошлись во мнении, что предложенная концепция нуждается в систематизации и проработке базовых понятий.
Вполне возможно, что некоторые элементы реформы найдут поддержку у нардепов. Например, по словам главы КБУ Льва Парцхаладзе, сейчас правительство и парламент разрабатывают несколько вариантов законопроектов о дальнейшей реформе системы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора. «Есть различные варианты, которые предлагают оставить полностью государственный или ввести частный контроль», – уточняет он.
Источник: Mind
|
|