.
О «хитром» законе лоббистов монополистов, который «вроде бы направлен на пользу коммунальным предприятиям».

О «хитром» законе лоббистов монополистов, который «вроде бы направлен на пользу коммунальным предприятиям».

mlp / 15.01.2019

Ассоциация городов Украины 14 января обратилась к народным депутатам Украины – членам межфракционного депутатского объединения «За развитие местного самоуправления» с просьбой поддержать во время голосования законопроект № 9406 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно бесперебойного снабжения электрической энергии субъектам хозяйствования, предоставляющих коммунальные услуги и корректировки цен/тарифов на коммунальные услуги».

В Верховной Раде зарегистрированы законопроект №9406 и законопроект № 9406-1 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по поставкам электрической энергии субъектам хозяйствования, предоставляющих коммунальные услуги и корректировки цен/тарифов на коммунальные услуги».

Авторы законопроектов утверждают, что «ціллю проекту Закону є створення умов для сталого функціонування теплопостачальних та теплогенеруючих організацій, підприємств централізованого водопостачання і водовідведення, що надають комунальні послуги на початкових етапах функціонування ринку електричної енергії відповідно до Закону України «Про ринок електричної енергії» та встановлення скороченої процедури щодо коригування цін/тарифів, зокрема, в умовах збільшення цін на паливно-енергетичні ресурси».

Разъяснение законопроектов представил UBR.ua.

Кассовый разрыв.

Действующая практика тарифообразования предполагает сложную схему утверждения тарифов на коммунальные услуги в случае изменения цены на энергоносители. Например, известное повышение цены на газ на 23,5% заработало 1 ноября, но конечный потребитель коммунальных услуг, по сути, его пока еще не ощутил. Ведь прежде, чем украинцам придут новые платежки, новые коммунальные тарифы должны быть утверждены по цепочке рядом инстанций.
«Компания, которая поставляет в дома украинцев тепло или горячую воду, рассчитывает новый тариф и выносит его на открытые слушания. В них должна принимать участие общественность, затем обсужденные тарифы должны выносить на одобрение местного совета. А после утверждения органом местного самоуправления он передается НКРЭКУ. Комиссия в свою очередь должна проверить все расчеты на предмет соответствия рекомендованной методике, и утвердить их. Примерно через месяц после этого новые цены вводятся в действие», – рассказал директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Столь громоздкая процедура должна обеспечить справедливое тарифообразование. Однако в ситуации с резким ростом цен на энергоносители она же приводит к значительным потерям коммунальных хозяйств. Авторы законопроекта подсчитали, что от начала процесса до вступления в силу новых тарифов обычно уходит от 49 до 72 дней. И все это время предприятие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) покупает энергоресурсы по новой цене, а продает услуги – по старой. По сути, в этот период предприятие работает себе в убыток.
«Потери ТКЭ в таких крупных городах, как Киев, в переходные периоды составляют десятки миллионов гривен. Ведь в больших объемах приобретается газ по цене, которая не окупается тарифом. В 2010-2011 годах убытки в целом по стране при подобных «переходах» составляли сотни миллионов гривен. И погашаются они, как правило, за счет местных бюджетов. С точки зрения рыночных отношений, это неправильно», – прокомментировал сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Автоматическая корректировка

Законопроект предлагает в случае изменения на общегосударственном уровне таких макроэкономических факторов, как минимальная заработная плата, прожиточный минимум, ставок налогов, сборов, других обязательных платежей, цен/тарифов на топливно-энергетические ресурсы, а также других составляющих, которые влияют на формирование тарифов, утвердить следующий механизм корректировки тарифов:
- В срок не более 5 календарных дней с момента изменений на общегосударственном уровне коммунальное предприятие подает свои предложения НКРЭКУ.
- В срок до 10 дней комиссия обязана утвердить скорректированный тариф.
Новый тариф на коммунальные услуги, однако, применяется не с даты его утверждения, а сразу после вступления в силу исходных изменений на общенациональном уровне.
- Обсуждение тарифов с общественностью аннулируется, а уведомление потребителей о новых ценах будет совершено постфактум - в платежке.
- Возможные потери предприятий коммунэнерго, которые возникают на протяжении рассмотрения расчета тарифов, установления и их обнародования органом, будут компенсироваться в тарифе.

Общественных слушаний не будет

Не все общественники, правда, согласны с инициативами законотворцев. Если одни считают идею «мгновенной» корректировки вполне справедливой, то другие критикуют законопроект, прежде всего за исключение общественных слушаний из процесса пересмотра тарифов.

В законопроектах №9406 и №9406-1предлагается:

«запровадити механізм перегляду (коригування) тарифів за спрощеною (скороченою) процедурою»;

«оприлюднення проектів рішень органів місцевого самоврядування щодо зміни цін/тарифів на комунальні послуги у разі їх коригування відповідно до Закону України "Про житлово-комунальні послуги" не здійснюється»;

«обговорення проектів рішень Регулятора (НКРЕКП – ред.) з питань зміни цін/тарифів на комунальні послуги у разу їх коригування відповідно до Закону України "Про житлово-комунальні послуги" не здійснюється»;

«у разі прийняття уповноваженим органом рішення про зміну цін/тарифів на комунальні послуги у випадках, передбачених цією статтею, виконавець комунальних послуг повідомляє споживача про прийняте рішення шляхом розміщення інформаційного повідомлення у платіжному документі, що застосовується для оплати спожитих послуг»
.

«Этот закон хитрый, он вроде бы направлен на пользу коммунальным предприятиям, но его авторы - известные лоббисты монополистов. Они хотят возложить автоматическую корректировку цен на потребителя без обсуждения. Но я считаю, что повышение любых тарифов в первую очередь должно начинаться с анализа выполнения инвестиционной программы по старому тарифу. Пошли ли деньги с него на повышение КПД, на уменьшение потерь в сетях и т. д.», – считает глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко.

15 января эти законопроекты включили третьим вопросом в повестку дня Верховной Рады.
Но рассмотрение не состоялось.

Инвестор.

| | | | - | | | | | |