.
О «теневой экономике» Николаева.

О «теневой экономике» Николаева.

mlp / 12.01.2019

Некоторые примеры привала Екатерина Наточа в статье «В «тени» удобно, и мухи не кусают», которая опубликована в «Вечернем Николаеве».

Вначале она предупредила, что «это не журналистское расследование, а так, заметки по поводу». Далее попыталась разобраться, «что собой представляет, например, такой призрак, как теневая экономика?»

Не так давно у меня на кухне потек бойлер. Порывшись в старых блокнотах, нахожу телефон мастера. Он – «свободен», т.е., на официальной работе попал под сокращение и теперь на «вольных» хлебах, работает только на себя. Мастер приехал быстро, в удобное для меня время. Работал старательно. За установку нового бойлера взял 350 грн.
– Теперь на теневую экономику работаете? – спрашиваю шутя.
– А что делать, если я государству не нужен? На работу меня никто не берет, – отвечает он серьезно. – И вам же выгоднее, официально моя услуга обошлась бы в два раза дороже (я уже работал в такой фирме, знаю).


Вот что рассказал пожелавший остаться неизвестным водитель маршрутного такси, который обслуживает один из самых коротких маршрутов в Николаеве.
Каждое утро все водители маршруток отдают автопредприятию, под «крышей» которого работают, 55 грн. наличными (на оформление путевки). Кроме того, в конце каждого маршрута стоят диспетчеры, якобы контролирующие маршрут, которым тоже в конце круга надо отдать 15 грн. Кроме того, каждый месяц (в начале, иначе на маршрут не пустят) водитель отдает своему руководящему автопредприятию около 2000 грн., вне зависимости от того, выходил он на маршрут или ремонтировал автомобиль. Кроме того, водитель маршрутки платит единый налог государству и считается, что он работает официально. А еще – заправляет машину, ремонтирует, покупает автозапчасти за свои деньги. Сколько при этом зарабатывает сам водитель маршрутки, учету это не подлежит, так как никаких билетов в маршрутных такси никто никогда пассажирам в нашем городе не выдает. Но, по рассказам водителя маршрутки, самим перевозчикам достаются остатки, на которые прокормить семью бывает очень трудно. Поэтому приходится работать иногда по 12 часов, чтобы заработать на жизнь.
Основные средства идут на обогащение «хозяина», доходы которого тоже никто проконтролировать не может (или не хочет). Ведь наемные маршруточники отдают деньги наличными, из рук в руки. А все, что передается из рук в руки, всегда туманно.

В прошлом году (2018) в Украине, в т.ч. в Николаевской области, был большой урожай яблок. Говорят, что в садах эти яблоки отпускали по 3 грн. (а иногда и по 1 грн.) за кило, и даже значительная часть урожая сгнила в садах за ненадобностью. Оптовики скупали яблоки и продавали уже по 5 – 6 грн. Потом их брали и развозили по городским рынкам хозяева торговых точек. В результате до покупателей г.Николаева эти яблоки дошли уже по 10 – 15 грн. за килограмм (а на маленьких рыночках – по 18-20 грн.). Цены точно такие, как и прошлой зимой, когда урожая такого не было.

В завершение статьи констатировала:
«Власти борются и с теневой деятельностью, но как-то вяло, выборочно, с отдельными элементами (там задержали преступную группу, там обнаружили мешок с сигаретами…). Серьезной продуманной программы по искоренению проблемы – «детенизации» в целом – в Украине нет. Значит, с теневым бизнесом кому-то удобно жить. Чем глубже в тень, тем приятнее прохлада, и мухи не кусают».

| | | | - | | | | | |