.
Настоящая цена кредитов МВФ.

Настоящая цена кредитов МВФ.

mlp / 06.09.2018

Созданный в 1944 году, Международный валютный фонд должен был стать последней надеждой для стран, переживающих финансовые трудности. Однако методы фонда до сих пор вызывают немало споров.

Созданный после Второй мировой войны, Международный валютный фонд (МВФ) имел целью помочь странам с платежным дефицитом - отныне они могли занимать деньги и отдавать долги. Это должно было способствовать финансовой стабильности, глобальному сотрудничеству, торговле, а также снизить уровень бедности.

Впрочем, сейчас, 74 года спустя, методы, которые МВФ использует для достижения своих целей, продолжают вызывать многочисленные дискуссии. Сторонники кредитора, в частности, отмечают, что достигнута ликвидность и желаемые реформы предотвращают финансовые трудности. Тогда как оппоненты отмечают, что это делает проблемные страны еще более зависимыми от помощи МВФ, а их население - беднее. Аллан Мельцер, выдающийся экономист из университета Карнеги-Меллон, который умер в прошлом году, в свое время обратил внимание на противоречия между тем, какую пользу кредиты МВФ приносят, в частности, банкирам и социальными рисками для населения стран, выполняющих программы фонда.

«Вашингтонский консенсус»

Программы Международного валютного фонда были относительно успешными особенно в начале его работы, отмечают исследователи. Директор департамента МВФ стран Ближнего Востока и Центральной Азии Мохисин С. Хан изучал оказание помощи для 69 развивающихся стран, в период с 1973 по 1988 годы. По его данным, краткосрочные и долгосрочные последствия программ Фонда для текущих счетов этих стран, платежного баланса, а также показателей инфляции, были в основном положительными. Среди таких, как их называют «успешных историй МВФ», были кредитные программы для Мексики в 1980-х, а также для Индии и Кении.
Однако в ответ на латиноамериканский финансовый кризис в 1990-х кредитор изменил курс, введя так называемый «Вашингтонский консенсус» - политику, которая требует структурных реформ, что увеличило роль рыночных сил в предоставлении немедленной денежной помощи.

Представленные британским экономистом Джоном Уильямсоном в 1989 году, эти принципы включали снижение государственных заимствований для предотвращения высоким дефицитам бюджета, сокращение государственных субсидий и снижение налогов на прибыль. Среди других рекомендованных «структурных перестроек» был и плавающий валютный курс, политика свободной торговли, отказ от ограничений, которые препятствуют прямым иностранным инвестициям и конкуренции, а также приватизация государственных активов.

Неолиберальная экономическая политика, изложенная в «Вашингтонском консенсусе» с тех пор стала главным условием для оказания помощи не только для МВФ, но и для Всемирного банка.

Oдин размер для всех

Главный экономист Всемирного банка в 1997-2000 годах Джозеф Стиглитц сомневается в жизнеспособности новой доктрины. По его убеждению, несмотря на то, что эта политика в свое время подходила некоторым латиноамериканским странам, «смысла слепо применять ее для других стран нет».

Стиглитц также отмечает, что хотя МВФ и был профинансирован за счет денег налогоплательщиков, он не был перед ними ответственен, «что четко определяет проблему государственного управления как одну из главных, когда речь идет о МВФ». Ведь фонд имеет значительное влияние на политику государств, не имея при этом демократической легитимации.

Среди ярких примеров новой политики МВФ в 1995 году называли Мексику, ведь страна погасила кредит на сумму 52 миллиарда долларов. Однако уже через несколько лет стали очевидными ее неудачи. Мексиканцы потерпели резкое снижение реального дохода на душу населения, который в 1998 году упал до уровня 1974-го. С конца 1994 до конца 1996 годов совокупный внешний долг страны увеличился на 560 миллиарда долларов через то, что правительство спасло от банкротства главные коммерческие банки, заплатив 545 миллиардов долларов за их непогашенные кредиты.

Последствия такого спасения в Латинской Америке некоторые экономисты считают началом финансового кризиса в Азии в конце 1990-х. По их словам, МВФ прислал миру четкий сигнал, что если что-то пойдет не так, кредитор придет на помощь инвесторам.

Aзиатский кризис: пропало все

Азиатский кризис в конце 1990-х спровоцировал, прежде всего, значительную зависимость Южной Кореи, Таиланда, Филиппин, Малайзии и Индонезии от краткосрочных иностранных кредитов и открытость так называемых «горячих денег». Когда в 1997 году стало понятно, что частные предприятия не смогут выполнить свои платежные обязательства, на международных валютных рынках началась паника, и азиатские валюты резко потеряли в цене.

Азиатский кризис МВФ рассматривал, как и другие чрезвычайные ситуации, оказывая помощь только в обмен на политику структурной перестройки. Кредитор поручил правительствам сократить расходы, что только ускорило экономический спад. В Южной Корее, например, стране, чей доход достигает уровня европейских, безработица взлетела с примерно 3 процентов до 10. Те, кто потерял работу, начали массово накладывать на себя руки. Между тем в Индонезии, наиболее пострадавшей из стран, уровень бедности вырос с официальных 11 процентов до начала кризиса - до 40-60 процентов, а ВВП снизился на 15 процентов в год.

В то же время, Малайзия, известная своим отказом от помощи МВФ, вместо дальнейшего открытия своей экономики взяла под контроль капитал, пытаясь исключить спекулятивную торговлю. И хотя МВФ сначала с такого шага смеялся, однако впоследствии признал, что это все-таки сработало.

Долговой кризис еврозоны

Если говорить о долговом кризисе в еврозоне в 2010-м, то подходы кредитора критикует даже независимый наблюдатель МВФ. В отчете за 2016 год Независимое управление оценки заявило, что МВФ виновен в «чрезмерно оптимистичных прогнозах, которые не смогли определить масштаб проблемы и оставили впечатление, что относятся к Европе иначе (чем к другим регионам – ред.)».

Кризис, который начался в Греции и распространился на Ирландию, Португалию, Испанию и Кипр, привел к тому, что экономический и валютный союз ЕС оказался на грани банкротства, а люди понесли значительные трудности. Несмотря на три выплаты на общую сумму 298 миллиардов евро уровень безработицы в Греции, например, остается крайне высоким - 22,5 процента. Минимальная заработная плата там сократилось с 863 евро до 684, тогда как государственные расходы на здравоохранение сократились почти вдвое. При этом греческие кредиторы МВФ и Европейского Союза и в дальнейшем требуют от Афин тратить меньше, чем те зарабатывают, чтобы получить остаток, необходимый для погашения долга.

Дежавю

В последнее время значительно возросло количество встреч чиновников министерств финансов с представителями МВФ в Вашингтоне. Все больше денег приходят в США из развивающихся стран, что приводит к росту доллара и падения национальных валют.

Больше всего от этого пострадала Турция, однако потери понесли и другие страны: Аргентина, Венгрия и Индонезия. Все потому, что инвесторы избавляются от акций и облигаций новых рискованных рынков ради безопасности американских активов. Чтобы укрепить доверие инвесторов и песо, которое в конце прошлой недели упало на 20 процентов, министр экономики Аргентины отправился в Вашингтон, чтобы детально обсудить поспешно пересмотренное кредитное соглашение с МВФ. Между тем в Фонде уверены - меры жесткой экономии, введенные правительством по рекомендации кредитора, включая сокращения энергетических субсидий и потерю 95000 рабочих мест в государственном секторе, остановят эту волну.

Тем временем Турция пытается самостоятельно пережить непростые времена в финансировании новых рынков несмотря на 40-процентное удешевление национальной валюты - лиры. В Aнкаре отмечают, что не пойдут с протянутой рукой к МВФ, умоляя о помощи, ведь это, мол, заставит турок страдать еще больше.
Какая страна лучше преодолеет кризис, пока не понятно.

Источник: DW

СПРАВКА:

С начала года Украина позаимствовала на внешних рынках $0,7 млрд. или 19,9 млрд. грн. сообщили в Министерстве финансов на запрос УНН.
По состоянию на 31 июля государственный и гарантированный государством внешний долг составлял 1 265,81 млрд. грн или $47,31 млрд.

| | | | - | | | | | |