.
Нужно ли вносить свою недвижимость в государственный реестр, если данных о ней там нет ?

Нужно ли вносить свою недвижимость в государственный реестр, если данных о ней там нет ?

mlp / 02.04.2016

Этот вопрос волнует многих владельцев квартир и домов.

Раньше регистрацией прав на недвижимость занималось БТИ, потом эти полномочия были переданы Укргосреестру. Но закон не предусматривал автоматического переноса всей информации из предыдущих реестров в новый, и соответственно никто не потрудился наполнить новый реестр данными о «старых» сделках с недвижимостью. Поэтому сейчас владельцам недвижимости стоит проверить данные, которые содержатся в Госреестре прав, а в случае их отсутствия — позаботиться о переносе информации из предыдущих реестров в Государственный реестр прав на недвижимость.

В октябре 2015 году данные из этого реестра для всех стали открытыми и у многих граждан появился вопрос, нужно ли вносить свое имущество, данных о котором нет в этом реестре, в эту электронную базу, действительны ли теперь выданные ранее свидетельства на право собственности или нет, а главное - как в новых условиях не стать жертвой мошенников.

Первое и самое главное – старые свидетельства, подтверждающие право собственности на недвижимость остаются полностью правомочными и при отсутствии данных о вашей собственности в Государственном реестре полностью подтверждают его. Храните их как зеницу ока.

Второе – несмотря на прогрессивность решения, идея внесения недвижимости в реестр еще не полностью доработана. Так, например, в электронную базу внесено всего около 6-8 % всей частной недвижимости, что делает ее на данный момент не таким уже эффективным инструментом. В данный реестр вносятся все операции с недвижимостью, в части изменений прав собственности, начиная только с 2013 года. Все операции, совершенные ранее, в базе отсутствуют и могут вноситься владельцами недвижимости по желанию.

Что представляет собой реестр

Реестр – это электронная база, доступная всем пользователям Интернета, которые зарегистрируются на специальном портале под названием Кабинет электронных сервисов. Пройдя специальную авторизацию (с помощью внесения паспортных данных и идентификационного кода) вы будете иметь возможность посмотреть, какой недвижимостью владеет то или иное физическое лицо, внеся его точные фамилию имя и отчество. Также можно осуществлять поиск по адресу недвижимости. При этом субъект данного поиска при желании сможет увидеть, кто и когда интересовался информацией про его имущество. Доступ к информации из реестра платный: получить информацию через интернет стоит 17 гривен + 3 гривны комиссия.

Почему нужно вносить

Внесение своей недвижимости в Государственный реестр минимизирует возможные махинации с ней. В случае отсутствия информации в реестре мошенники могут воспользоваться этой ситуацией и внести в реестр «липовые» данные о владельце на основании поддельных правоустанавливающих документов и далее с этими документами прийти к нотариусу для совершения сделки с недвижимостью. Нотариус, не подозревая о том, что перед ним мошенники с поддельными документами, сверяет их данные с данными в реестре, видит в реестре вашу квартиру и ее «законных» владельцев и регистрирует сделку. Далее недвижимость может быть перепродана по несколько раз, чтобы «замести» следы. В этом случае доказать что-либо будет крайне сложно. Ситуация усугубляется и тем, что с 1 января 2016 года в Украине введен экстерриториальный принцип при заключении сделок с недвижимостью. То есть оформить сделку с киевской квартирой теперь может любой нотариус на территории Украины, например в Одессе или Днепропетровске.

Единственный выход избежать подобных махинаций – в самое ближайшее время внести свою недвижимость в Государственный реестр, используя документы на право собственности, обратившись к нотариусу либо в Центр административных услуг по месту жительства. После внесения вашей недвижимости в реестр вы сможете лично проверять, кто и когда интересовался вашим имуществом, направив соответствующий запрос в Минюст.

Ложка дегтя

Конечно, в данной ситуации не обошлось без неприятной стороны вопроса. Данная база полностью открыта для фискальных служб, что позволяет им высылать уведомления об уплате налога на недвижимость. Уведомления на оплату налога высылаются до 01 июля. Срок для оплаты: 60 календарных дней с даты получения уведомления от налоговой.

Напомним, что с 1 января 2016 года налог будет взиматься с такой недвижимости: квартира/квартиры общей площадью более 60 кв. м; дом/дома общей площадью более 120 кв. м; разнотипные объекты (дом, квартира) площадью более 180 кв. м.

Обратим внимание, что данные цифры учитывают единоличные объекты владения. То есть если у вас одна квартира площадью 120 кв. м, но в документах на права собственности указано два владельца, например муж и жена, такая квартира не будет облагаться налогом ни для одного из владельцев. Ставка годового налога не должна превышать 3% от суммы минимальной заработной платы за 1 кв. м. Таким образом, за 2016 год за каждый лишний метр придется заплатить 41,34 гривен в год, а за 2015 год не более 24,36 гривен. Дополнительным налогом в 25 000 гривен в год облагаются дома площадью свыше 500 кв. м.

Ставки налога в различных областях и городах Украины могут отличаться, так как устанавливаются местными властями.

Взвесив все «за» и «против» можно заключить, что среднестатистическому украинцу более разумно будет внести свою недвижимость в реестр и платить установленную ставку налога (в случае необходимости), чем рисковать стать объектом мошенничества и потерять свою недвижимость вовсе.

Источник: superdom.ua.

| | | | - | | | | | |