.
Новый кредит МВФ.

Новый кредит МВФ.

mlp / 26.08.2010

Украина подписала с Международным валютным фондом меморандум о сотрудничестве. В случае невыполнения обязательств, которые взяло на себя украинское правительство, кредит размером в 15 миллиардов долларов нашему государству предоставлен не будет. Удастся ли украинской власти выполнить меморандум с Международным валютным фондом, и насколько в принципе Украине нужны эти деньги. Об этом в интервью UBR рассказал Алексей Блинов, экономист инвестиционной компании.

UBR: Насколько Украине вообще нужны деньги МВФ, так как большинство суммы пойдет в золотовалютные резервы, и, по последней информации НБУ, у нас уже золотовалютных резервов практически столько же, сколько было до кризиса. Сейчас почти 31 миллиард долларов, а на начало 2008 года было свыше 32 миллиардов долларов. Денег достаточно. Итак, зачем набирать займы?
А.Б.: Здесь главный нюанс состоит в том, что кредит состоит из 2 частей. Где-то 15 миллиардов долларов. 13 идут в резервы, 2 - идут в правительство. Но нужно смотреть на график получения этих средств. Тем временем как 13 миллиардов в НБУ будут направляться на протяжении 2, 5 лет, 2 миллиарда в бюджет мы можем получить до конца этого года. Именно ради этих 2 миллиардов брался кредит на 15 миллиардов.

UBR: Удастся ли частично перекрыть дефицит бюджета?
А.Б.: Если говорить о той части, которую взял НБУ, то там ключевой момент состоит в том, что де-факто это - рефинансирование предыдущего кредита. Те средства, которые мы раньше брали у МВФ, это 2008 - 2009 год, их придется отдавать 2012 - 2014 годах. И именно за счет нового кредита, немного более дешевого, мы будем гасить старый кредит МВФ. Т.е. это - рефинансирование. Как вы правильно указали, сейчас резервы Нацбанка - на высоком уровне, их соотношение и к импорту и к государственному внешнему долгу - высокое, это не вызывает беспокойства и не существует потребности пополнять их за счет кредитов. Тем более, Национальный банк сейчас пополняет их, покупая валюту на межбанковском рынке.

UBR: МВФ одолжил нам деньги для того, что возвратить предыдущие свои займы и таким образом он гарантировал, что мы будем рассчитываться с долгами?
А.Б.: Ключевая идея работы МВФ заключается в том, что это – не коммерческий банк. Здесь есть две цели: чтобы в мире было по возможности меньше дефолтов и поддерживать те страны, которые имеют проблемы, или имеют потенциальные проблемы с обслуживанием долгов. Именно поэтому существует большое внимание МВФ к Греции, в свое время - к Венгрии. И предупреждение глобальных или локальных финансовых кризисов.

UBR: МВФ вообще занимает деньги на покрытие дефицита бюджета только в том случае, если у страны преддефолтное состояние?
А.Б.: Это не совсем правда. МВФ иногда делает исключения из правил, набирает займы на дефицит бюджета, но не всегда это - преддефолтное состояние. Например, сейчас Украина имеет низкое соотношение долга к ВВП, даже без средств МВФ при текущих условиях финансовых рынков, мы могли бы и в 2010, и в 2011 обслуживать все государственные долги. И вопрос о дефолте Украины когда велись переговоры не стоял. Просто есть большая проблема в том, что правительство заинтересовано также брать средства на финансирование дефицита бюджета. И МВФ проверял Украину, куда будут тратиться эти средства, и не большой ли будет у Украины дефицит бюджета, чтобы не было ситуации, как в конце 1990-х , когда МВФ финансировал социальные расходы России и Украины через свои кредиты.

UBR: Теперь нам поставили множество условий, все это прописали в меморандуме. И одно из них - повышение пенсионного возраста и увеличение пенсионного стажа. При этом, за расчетам в меморандуме, дефицит следующего года удастся дополнительно перекрыть благодаря таким шагам всего на 2 миллиарда гривен. У нас общий дефицит ориентировочно - 30 миллиардов гривен. В чем логика?
А.Б.: Пенсионная реформа - это такая вещь, которую нельзя сделать за ночь. Всем понятно, что Украина долго накапливала этот дисбаланс, о котором вы говорите. И постепенное повышение пенсионного возраста не может существенно изменить расстановку сил относительно нагрузки количества пенсионеров и работающих. Но, этот дисбаланс с каждым годом усиливается. И что-то нужно менять уже сейчас, потому что демография работает против Украины, и против той постсоветской пенсионной системы, когда текущие работники платят за текущих пенсионеров. На западе система другая, когда люди накапливают средства на финансовых счетах и тем самым поддерживают развитие финансового рынка страны. Есть большой капитал, который работает на страну, а не текущее распределение того, что забирается у работников.

UBR: Фактически, тогда можно поблагодарить МВФ, который помогает нам начинать такие непопулярные шаги, но при этом представители Партии регионов уже заявили, что эту норму выполнять мы не будем, и просто так пообещали МВФ, чтобы подписать этот Меморандум, получить деньги, а дальше - посмотрим. Итак, можем мы не выполнить какие-то требования, или дадут нам эти деньги, так как они идут траншами?
А.Б.: Надо спрогнозировать ситуацию. Если мы возвратимся к структуре кредита - наибольшая готовность выполнять требования фонда наблюдается сейчас. Когда мы получим 2 миллиарда на финансирование дефицита бюджета, разумеется, что мотивация неуклонно придерживаться всех требований - отпадает. И я ожидаю, что весной обещанного повышения цены на газ на 50% может не состояться. То же - с пенсионной реформой. И мы говорили, что позарез нужны первые два миллиарда, а другие 13 - не так надо. Могут быть отклонения от плана, который наметила Украина и МВФ.

UBR: В меморандуме прописана норма, согласно которой Украина к сентябрю должна выпустить НДС -облигации, разобраться с текущими долгами, а дальше - рассчитываться живыми деньгами. Где взять деньги?
А.Б.: Если говорить об НДС-облигациях, прямо в меморандуме об этом не написано. Это можно понять непрямо из того, что правительство обязалось состоянием на конец сентября иметь задолженность по просроченному НДС лишь 3 миллиарда. Здесь два варианта: погасить живыми деньгами или выпустить НДС-облигации, и, самое вероятное, - это означает выпуск НДС-облигаций до конца сентября. С этим больших проблем нет, это давно обсуждается. Я думаю, что до конца сентября их выпустят. Обещания не иметь просроченных задолженностей до конца года выглядит довольно рискованно с точки зрения ее практического выполнения. Но Украина не имеет четкой статистики относительно объемов просроченных обязательств по НДС. Поэтому вопрос в том, какие цифры будут подаваться МВФ в этом понимании.

UBR: Можно сказать, что столько-то денег - фиктивные, и возмещение - фиктивное? И не возмещать?
А.Б.: Или есть списки тех плательщиков НДС, которые претендуют на возврат. Это вызывает подозрение к операциям. И они могут решиться на такое тщательное исследование. И пока оно не осуществлено, они не считают это как задолженность государства.

UBR: Назовите позитивы от того, что деньги придут от МВФ. Стабильный курс гривны у нас будет? Потекут ли инвестиции?
А.Б.: Если говорить об однозначных позитивах, то после кредита МВФ Украина может набирать займы на коммерческих рынках еще дешевле. Что касается обменного курса, здесь статус КВО был фиксирован и без кредита МВФ. И курс, по нашим оценкам, будет стабильным и до конца года, не считаясь с этим кредитом. Что касается инвестиционной привлекательности - это не является решающим, но присутствие МВФ в стране - это скорее положительный фактор, чем отрицательный.

Источник: УБР

| | | | - | | | | | |