.
Частных исполнителей наделят новыми правами: смогут взыскать больше долгов.

Частных исполнителей наделят новыми правами: смогут взыскать больше долгов.

mlp / 21.05.2021

Вскоре частным исполнителям могут разрешить принудительно взыскивать долги с госпредприятий и юрлиц с государственным участием на сумму до 100 тыс. грн.

По словам представителей отрасли, предоставление им таких полномочий даст возможность многим гражданам и компаниям, которые сегодня годами ожидают исполнения судебных вердиктов о долговом взыскании с госучреждений, значительно ускорить процедуру.

Долгов накопилось много

Как правило, "частники" показывают более высокую эффективность в долговом взыскании, чем Государственная исполнительная служба (ГИС).

Однако, подозревают частные исполнители, Министерство юстиции, в состав которого входит ГИС, препятствует скорейшей реализации реформы.

Одна из причин, предполагают наши собеседники, – огромное число накопившихся неисполненных судебных решений в отношении самых разных долгов государства: от перерасчета и недоплаты социальных льгот, до задолженностей перед подрядчиками, которым не оплатили работу.

Начало массового перечисления всех этих задолженностей в пользу взыскателей может значительно увеличить убытки госказны.

Между тем к принятию данной инициативы украинские власти подталкивают западные партнеры.

Предоставление частным исполнителям права взыскивать долги с госструктур является одним из условий получения второго транша от ЕС на €600 млн по кредитной программе на €1,2 млрд, согласованной сторонами в августе прошлого года (за первые €600 млн ЕС не выдвигал дополнительных условий и перечислил сумму еще в декабре).

Это, а также ряд других критериев, Украина обязалась внедрить до завершения действия программы 14 сентября 2021 года. В противном случае государство рискует остаться без второй части кредита.

Разработкой законопроектов, которые бы устранили риск, сейчас активно занимаются народные депутаты.

С законодательной инициативой по предоставлению частным исполнителям права взыскивать долги с государства выступил и Минюст – но ею он попытался убить двух зайцев: соблюсти условия меморандума и затормозить процесс уравнивания частных и государственных исполнителей.

Исполнители считают, что это предложение саботирует реформу.

Частников слишком мало

Как того и требуют условия меморандума между Украиной и ЕС, законопроект №4330, разработанный Минюстом и зарегистрированный в Верховной Раде, среди прочего предлагает предоставить частным исполнителям право исполнять судебные решения:

- административных судов о взыскании админштрафов;

- по которым должником является государство, госорганы, Нацбанк, органы местного самоуправления, их должностные лица;

- о взыскании долгов на сумму до 100 тыс. грн (или ее валютный эквивалент) с государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, а также юрлиц, доля государства в уставном капитале которых превышает 25%, или финансируются исключительно за средства государственного или местного бюджета.

Однако эти пункты, согласно законопроекту, вступят в силу либо когда число "частников", зарегистрированных в Едином реестре частных исполнителей, превысит 1 тыс. человек, либо, если этого не случится, 1 января 2024 года.

В то же время в 2019 году, указывается в пояснительной записке к документу, в Украине было 217 действующих частных исполнителей (из них 83 в Киеве). Этим и обосновывается необходимость отсрочить реализацию законопроекта в части административных взысканий и взысканий с госпредприятий.

Авторы проекта закона поясняют, что если бы власти передали полномочия взыскивать административные штрафы "частникам" сейчас, то на каждого из них пришлось бы по 484 производств в месяц только этой категории дел.

В 2019-м в Киеве, где исполнителей больше, на каждого частника приходилось по 50 дел, а в регионах – от менее 10 до 30.

В Минюсте опасаются, что, кроме чересчур высокой и резко возросшей нагрузки, частные исполнители не будут охотно браться за исполнение решений, "связанных с публичным интересом, которые чаще всего являются финансово непривлекательными и для исполнения которых необходимы значительные усилия".

В то же время в 2019 году, указывается в пояснительной записке к документу, в Украине было 217 действующих частных исполнителей (из них 83 в Киеве). Этим и обосновывается необходимость отсрочить реализацию законопроекта в части административных взысканий и взысканий с госпредприятий.

Авторы проекта закона поясняют, что если бы власти передали полномочия взыскивать административные штрафы "частникам" сейчас, то на каждого из них пришлось бы по 484 производств в месяц только этой категории дел.

В 2019-м в Киеве, где исполнителей больше, на каждого частника приходилось по 50 дел, а в регионах – от менее 10 до 30.

В Минюсте опасаются, что, кроме чересчур высокой и резко возросшей нагрузки, частные исполнители не будут охотно браться за исполнение решений, "связанных с публичным интересом, которые чаще всего являются финансово непривлекательными и для исполнения которых необходимы значительные усилия".

В связи с этим в ведомстве видят риск того, что внедрения меры в ближайшем будущем не поспособствует разгрузке органов ГИС.

Так как государству "чрезвычайно важно обеспечить принудительное исполнение судебных решений, в том числе связанных с публичным интересом", Минюст считает необходимым предоставить "частникам" дополнительные полномочия лишь после увеличения их числа как в целом по стране, так и равномерно по регионам.

Государство боится потерять миллиарды

Позиция Минюста показалась весьма слабой частному исполнителю Андрею Авторгову. Он назвал предложение ведомства освободить частных исполнителей от чересчур высокой загрузки "умилительной заботой", при этом заметив, что принятие закона не означает, что частные исполнители сразу начнут заниматься всеми делами новых категорий.

Вместе с тем Авторгов указал, что отсрочка расширения полномочий для них не согласовывается с планами уменьшить загрузку уже для госисполнителей.

Отметим, что согласно той же пояснительной записке, в 2019 году средняя загрузка на одного служащего ГИС составляла 88 производств в месяц.

Исполнитель выразил мнение, что настоящая причина отсрочки расширения полномочий для "частников" противоположна заявлению о "чрезвычайной важности" обеспечения принудительного исполнения судебных решений, связанных с публичным интересом.

Дело в том, что только за 2019 год, когда, по словам Авторгова, в Украине действовало только 230 частных исполнителей (сейчас, по его оценкам, около 300), они взыскали с должников 4,2 млрд грн – в это же время 4472 служащих ГИС добились перечислений в пользу взыскателей 16,5 млрд грн.

"Государство боится", считает Авторгов, что большая эффективность частников предопределит более быстрое исполнение судебных решений в отношении него и связанных с государством предприятий.

"Приведу пример: один известный недавно национализированный госбанк процветает и имеет миллиардную прибыль, но вместе с этим еще несколько месяцев назад у него было почти 1 тыс. неисполненных судебных решений, в том числе о возвращении депозитов для вкладчиков. Если бы их могли исполнять частные исполнители – такого бы не было", – считает Авторгов.

Не идут против государства

Эксперт указывает, что ГИС не стремится быстро исполнить судебные решения и касательно других "госпредприятий-монополистов". Это он объясняет конфликтом интересов, с которыми сталкиваются госисполнители в делах, где должником является государство.

Такой порядок противоречит и европейской практике.

"Например, в Болгарии наоборот: там решения против государства производят частные исполнители, чтобы не допустить конфликта интересов", – указывает эксперт.

О низкой эффективности большинства служащих ГИС рассказывает и старший партнер АК "Кравец и партнеры", адвокат Ростислав Кравец.

Он подтвердил мнение, что эффективность госисполнителей снижается еще сильнее в делах, связанных с крупными госпредприятиями.

Но в целом, указывает Кравец, не исполняются судебные постановления по очень широкой категории дел, начиная от задолженностей госорганов перед подрядчиками за выполненные работы и услуги, и заканчивая самой многочисленной – социальной, задолженность по которой "составляет миллиарды гривен".

"Только в деле "Бурмич против Украины" в ЕСПЧ объединены более 12 тыс. не исполненных решений. Но очевидно существует в десятки раз больше решений, которые не дошли до ЕСПЧ: начиная с пересчета пенсий, социальных доплат и льгот, в том числе "чернобыльцам", – прокомментировал Кравец.

Отметим, что задолженность государства по неисполненным судебным решениям ежегодно только растет.

Так, согласно данным Государственной казначейской службы на 5 мая, суммарно там зарегистрировано 69 тыс. неисполненных решений на сумму более 6 млрд грн по бюджетной программе "Мероприятия касательно исполнения решения суда, которые гарантированы государством".

Задолженностей по пенсионным и социальным выплатам, алиментам и т.д., впрочем, меньше всего (132 млн грн). Можно предположить, что это благодаря тому, что такие виды долгов находятся в первой очереди на погашение.

Однако даже эта сумма превышает объем средств, выделенных Радой на всю данную бюджетную программу в 2021 году (100 млн грн).

Сорвется ли транш

Ассоциация частных исполнителей Украины (АЧИУ) перед заседанием комитета по вопросам правовой политики 18 мая, на котором должен был рассматриваться законопроект №4330, выступила с официальным обращением.

В нем АЧИУ заявила, что документ Минюста "сворачивает все реформы исполнения судебных решений в Украине".

Там пояснили, что им не исполняется ни одно из взятых Украиной обязательств по меморандуму в данной сфере – в том числе и немедленное предоставление полномочий частным исполнителям взыскивать решения до 100 тыс. грн к любому должнику, в том числе государству.

Помимо расширения полномочий частных исполнителей, среди них значится и облегчение доступа к профессии частного исполнителя для того, чтобы количество ее представителей росло.

Пока, отмечает Андрей Авторгов, для последнего нет оснований. Так как система допуска к профессии остается "не до конца прозрачной", в связи с этим на рост числа частных исполнителей до 1 тыс. к 2024 году рассчитывать не стоит.

В АЧИУ считают, что нормы законопроекта ставят под угрозу срыва выделение макрофинансовой помощи от ЕС.

Подтверждают это и слова председателя Европарламента Жозепа Борреля, который заявляя о необходимости Украине выполнить свои обязательства для получения второго транша, указал: "ЕС – не благотворительный фонд", а политический институт, заинтересованный видеть Украину "процветающей" и "демократической".

Насколько соответствует видение реформы исполнения судебных решений Минюста задачам, поставленным ЕС, в организации не заявляли. На запрос, который UBR.ua отправил в ведомство по этому поводу, на момент выхода материала ответа не пришло.

Однако, как объяснил UBR.ua депутат Игорь Фрис, глава подкомитета ВР по вопросам деятельности органов юстиции комитета по вопросам правовой политики, скорее всего парламент примет решения в пользу немедленного расширения полномочий частных исполнителей.

Правда, сделано это будет не в рамках поправок в законопроект, поданный Кабмином, а через принятие большого закона об исполнительном производстве, который вместит в себя реализацию всех требований меморандума с ЕС в части исполнительного производства.

На данный момент, сообщил Фрис, законопроект готовится отдельной рабочей группой.

"Где-то через 2-3 недели он должен быть зарегистрирован в Раде. Я думаю, что в нем не будет сохранена норма об отсрочке [расширения полномочий частных исполнителей в части взыскания долгов с госпредприятий на сумму до 100 тыс. грн]", – заявил Игорь Фрис.

Источник: UBR.ua

08.03.2023
Зі свя'том весни
26.02.2023
За скільки можна купити квартиру в Одесі
10.02.2023
Суспільство все бачить…
20.01.2023
Підприємці Миколаєва повертають місто до життя.
15.01.2023
Прийняття законопроекта №5655 загрожує Миколаєву.
12.01.2023
Війна пришвидшила дитжиталізацію
08.01.2023
Морегосподарьский комплекс Миколаєва -не працює.
31.12.2022
З Новим Роком
23.02.2022
Бизнесу могут уменьшить налоговую нагрузку: Президент инициирует программу экономического патриотизма.
23.02.2022
Новый собственник жилья не обязан возвращать долги за предыдущего собственника – разъяснение.
| | | | - | | | | | |