.
Природный газ в Украине хотят заменить биометаном: он обойдется в $350-700 за 1 тыс. куб.м.

Природный газ в Украине хотят заменить биометаном: он обойдется в $350-700 за 1 тыс. куб.м.

mlp / 12.04.2021

В Украине заявили о возможности заместить природный газ его аналогом, производимым из сельскохозяйственных отходов. Страна потенциально способна ежегодно "добывать" 8 млрд куб.м такого топлива – биометана – при этом все украинское население за 2020 год потребило немногим больше природного газа.

Еще 7,6 млрд "кубов" голубого топлива было отдано для производства тепловой энергии – именно в этом секторе, а также в электроэнергетике, ответственные за энергоэффективность чиновники видят основу будущего замещения природного газа биометаном.

Оба ресурса идентичны по своим характеристикам и взаимозаменяемы. Несмотря на это, по мнению профильных ведомств, до сих пор широкому применению биометана мешало отсутствие в Украине необходимой законодательной базы.

Эту проблему призван устранить законопроект от Минэнергетики и Госагентства энергоэффективности. После его принятия в ведомствах ждут стремительного развития рынка и снижения уровня зависимости от импорта газа, о чем заявил вр.и.о главы Госэнергоэффективности Константин Гура.

Но, как выяснил UBR.ua, в ближайшие годы речь не будет идти о замещении природного газа, который в том или ином виде идет на нужды домохозяйств. Проблема здесь уже не правовая, а экономическая: на данный момент биометан вдвое дороже своего ископаемого аналога. Поэтому, считают эксперты, наиболее перспективное направление его сбыта – экспорт в ЕС.

Почему у нас нет биометановых компаний

Биогаз производится методом анаэробного сбраживания органических веществ. Биометан – это тот же биогаз, но очищенный до физико-технических характеристик, которые требуются от природного газа для его закачки в газотранспортную (ГТС) и газораспределительные системы (ГРС).

Очищенный биогаз уже сегодня разрешено поставлять через украинскую ГТС. Но фактически делать это невозможно – по нескольким причинам.

С одной стороны, это вызвано отсутствием в законодательстве самого понятия биометана, а также инструментов его дальнейшей верификации после попадания в систему – в ней газы любого происхождения смешиваются и становятся неразличимы. Поэтому производитель биогаза, закачавший его в ГТС, считался бы продавцом природного газа.

Очевидно, что, если биометан был бы финансово более выгодным, только этих упущений, при наличии права продавать газ из органики через газотранспортные сети, было бы недостаточно, чтобы затормозить развитие сегмента. Но сейчас о его экономических преимуществах говорить не приходится.

Как рассказал UBR.ua глава правления биоэнергетической ассоциации Украины (UABIO) Георгий Гелетуха, на сегодняшний день стоимость биометана, в зависимости от исходного сырья, находится в диапазоне $350-700 за 1 тыс. куб.м, в то время как у природного газа – $250 за 1 тыс. куб.м.

Поэтому в Украине биометан не производят. На рынке работают только компании, выпускающие неочищенный, более дешевый в себестоимости биогаз для производства из него электроэнергии по "зеленому" тарифу.

Впрочем, льготы не дали ощутимого толчка для развития и этой отрасли – в отличие от солнечных и ветровых электростанций, объем производственных мощностей биогазовых установок к 2020 году существенного отстал от национального плана развития ВИЭ, составив 103,4 МВт против запланированных 290 МВт.

Что предлагается для развития рынка

Как считают авторы законопроекта, главным образом тормозит инвестиции в биогазовые проекты их привязка к источнику сырья и сельскохозяйственным районам, вблизи которых нельзя найти постоянного потребителя тепловой энергии.

В итоге, только 34% общего украинского производства биогаза в 2019 году удалось преобразовать в полезную энергию.

Сделать этот бизнес более привлекательным можно отдавая очищенный биогаз через ГТС и ГРС другим производителям тепла и электричества, находящимся вблизи от потребителей, делают вывод законодатели.

Так как система ГТС в Украине разветвленная, то поставки можно осуществлять практически из одной точки страны в любую другую, а также заграницу.

Законодательная инициатива Госэнергоэффективности не устраняет проблему дороговизны биометана – этот момент текст документа обходит стороной. Проект закона предлагает лишь запустить систему верификации этого топлива, чтобы конечный покупатель имел гарантии органического происхождения купленного ресурса.

Таким образом, объясняет Георгий Гелетуха, у производителей появится возможность продавать его тем потребителям, которым важно покупать именно биометан.

Кому нужен биометан

Основные положения законопроекта касаются создания реестра биометана. В него будут заноситься как производители, так и весь объем проданного и закаченного в ГТС ресурса.

При этом покупатель, заключив договор с производителем биометана на покупку определенного количества топлива, сможет получать из ближайшей к нему "трубы" обычный газ в том же объеме – но юридически он будет считаться биометаном.

В первую очередь, считает глава правления UABIO, в поставках украинского биометана будут заинтересованы потребители из ЕС, где активно ищут пути для отказа от ископаемого топлива в секторах теплоснабжения и транспорта.

Гелетуха объясняет, что с 2016 по 2018 гг. местный рынок биометана каждый год увеличивался на 16%, а Дания к 2035 году заявила о планах полностью отказаться от природного газа в пользу биометана.

"Для Украины пока это дорогой продукт. Страны ЕС более богатые, они могут заплатить за биометан. К тому же там давно введены налоги на выбросы CO2 и, в связи с этим, выше стоимость традиционной энергии. Поэтому мой прогноз, что этот законопроект ближайшие лет 5 будет работать на экспорт биометана из Украины в ЕС", – говорит Гелетуха.

Выгодно покупать биометан будет и промышленным компаниям из Украины, ориентированным на европейский рынок. Гелетуха объясняет, что металлургические предприятия обеспечивают большую часть производственных процессов за счет сжигания природного газа.

Но в ЕС уже сейчас учитывается, какое количество CO2 было выброшено в атмосферу при производстве тонны стали. С 2023 года там будет введен дополнительный налог на товары, при изготовлении которых было затрачено чрезмерное количество углекислого газа.

"У металлургов будет очень непростой выбор. Либо они теряют рынки, либо декарбонизируют свое производство. Биометан является для этого очень перспективным вариантом, так как нужны минимальные изменения в технологиях", – пояснил глава правления UABIO.

Крупным потребителем биометана может стать и автотранспортный сектор – автомобили и автобусы, которые оснащены баллонами для езды на сжиженном природном газе, могут использовать и биометан.

Можем стать крупнейшим поставщиком биометана в ЕС

Расчеты, согласно которым Украина может производить ежегодно 8 млрд куб.м биометана, вывели в UABIO. Георгий Гелетуха объясняет, что из этой цифры примерно половина приходится на пожатвенные остатки – солому, стебли кукурузы и подсолнечника.

Это сырье, несмотря на его большие запасы в Украине, сегодня практически не применяется для производства биогаза. При этом его цена меньше обычно используемого в Украине для создания органического газа кукурузного силоса – по подсчетам UABIO, из силоса можно будет производить 2,7 млрд куб.м биометана.

Согласно этим планам, еще чуть более 1 млрд "кубов" можно делать на основе навоза – себестоимость такого сырья практически нулевая, но, указывает Гелетуха, его не так много, как силоса или пожатвенных остатков.

При этом применение соломы и стеблей растений в биометановой отрасли может быть вдвойне выгодным для украинских фермеров.

"Сегодня пожатвенные остатки после сбора урожая часто оставляют на полях или даже сжигают. Но если отдавать их для производства биогаза, то в процессе анаэробного сбраживания можно получить не только топливо, но и более качественное удобрение – так называемый дигестат, сброженную массу, которую можно вернуть назад на поле и повысить плодородность почвы", – указывает на возможность для безотходного производства Гелетуха.

Пока в Украине не налажен процесс сбора пожатвенных остатков для биогазовых компаний. Но, если создать для этого условия, то у Украины, как сельскохозяйственной страны, не будет конкурентов среди других потенциальных производителей биогаза для Европы.

"Украину часто на западе называют "зеленым Клондайком": у нас очень много аграрных отходов, поэтому наш биометан будет наиболее дешевым, по сравнению с биометаном, произведенным в ЕС или у любого из их соседей", – уверен Гелетуха.

Для рядовых украинцев – пока очень дорого

Помимо металлургии, наиболее перспективной отраслью, где в Украине может применяться биометан, Георгий Гелетуха называет электроэнергетику. Он объясняет, что среди отечественных производителей большую долю составляют базовые мощности – атомные, угольные и гидроэлектростанции, которые работают постоянно.

Биометан же может использоваться на газовых электростанциях, которые могут работать по нескольку часов в день, утром и вечером, чтобы перекрывать пиковые нагрузки в энергосистеме.

Как уже отмечалось, для бытовых потребителей в Украине пока биометан будет обходиться чрезмерно дорого.

Однако в дальнейшем, по мере истощения запасов природного газа и его удорожания, в том числе за счет введения экологических налогов, стоимость органического и ископаемого газов может сравняться – и к тому моменту в стране уже будет развитый рынок боиметана, который смогут направить на нужды населения.

Со своей стороны, координатор экспертной платформы энергоэффективности Игорь Черкашин выразил мнение, что, так как экономической целесообразности производства биометана для замещения природного газа нет, вместо этого все же выгодней развивать сеть биогазовых заводов для производства электрики – на базе городских очистных сооружений.

"Это позволит получить окупаемость проектов за счет продажи тепла, электрики и дешевого исходного энергоресурса. Биогаз имеет меньшую теплотворность по сравнению с биометаном, но и по себестоимости у них большая разница", – считает Черкашин.

Источник: UBR.ua

08.03.2023
Зі свя'том весни
26.02.2023
За скільки можна купити квартиру в Одесі
10.02.2023
Суспільство все бачить…
20.01.2023
Підприємці Миколаєва повертають місто до життя.
15.01.2023
Прийняття законопроекта №5655 загрожує Миколаєву.
12.01.2023
Війна пришвидшила дитжиталізацію
08.01.2023
Морегосподарьский комплекс Миколаєва -не працює.
31.12.2022
З Новим Роком
23.02.2022
Бизнесу могут уменьшить налоговую нагрузку: Президент инициирует программу экономического патриотизма.
23.02.2022
Новый собственник жилья не обязан возвращать долги за предыдущего собственника – разъяснение.
| | | | - | | | | | |