.
Что мешает строить катера в Николаеве?

Что мешает строить катера в Николаеве?

mlp / 16.12.2019

19-22 ноября Министр внутренних дел Арсен Аваков подписал на выставке Milipol-2019 в Париже межправительственное рамочное соглашение о поддержке усиления системы морской охраны и безопасности границ. После ратификации этого соглашения в стенах парламента Украина должна подписать контракт на закупку 20 французских патрульных кораблей фирмы ОСЕА.

Директор программы «Инфраструктура будущего» аналитического центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер рассказал, почему этот контракт вызывает больше вопросов, чем ответов.

- По будущему контракту с французской компанией ОСЕА мы должны заплатить 136 млн. евро (каждый из 20 катеров будет стоить для нас 6,8 млн. евро). 51% от этой суммы в качестве кредита нам предоставят европейские банки, 34% - казначейство Франции, а с нашего государственного бюджета на 2020 год под этот проект выделят 15% от суммы. Это в конечном итоге наши с вами деньги. Это все надо будет возвращать.
По словам подписанта со стороны Украины Арсена Авакова, считается, что это предложение было выгодным, потому что французская сторона пообещала 25% производства разместить в Украине. И, по информации из прессы, это производство будет в Николаеве.

Ну что же ... мой родной Николаев - это город корабелов. Я помню, что было так раньше. И, пожалуй, помню не только я.

Теперь вопрос: что тут такого, что французы дают кредит и еще позволяют нам на 25% локализовать производство. То есть этот кредит на 25% будет развивать нашу украинскую экономику.

Мой вопрос к руководителям Украины, а именно к Алексею Гончаруку, у которого стоит личный KPI по темпам роста ВВП: что мешает нам строить эти катера в Николаеве, то есть разместить 100% производства на территории Украины?

Ведь в таком случае средства будут работать на нашу экономику на 300% (с учетом мультипликатора). Каждое евро, вложенное в судостроительную отрасль, даст 3-4 евро прироста ВВП, а это около 600 млн. евро! Также это касается и создания новых рабочих мест и возвращения людей.

В Николаеве расположены три судоверфи и ГП "Опытный проектный центр кораблестроения" (входит в состав "Укроборонпрома"), который выпускает проекты катеров подобных тем, которые выпускает французская фирма по этому контракту, даже для иностранных заказчиков.
Кроме того, на Николаевском судостроительном заводе (тоже входит в состав "Укроборонпрома") в 1999 году производились рубки скоростных патрульных катеров "Шельдаг", которые стоят на вооружении Израиля. Катера "Шельдаг" развивали скорость не 30-32, как французские, а 50 узлов. То есть у нас есть опыт проектирования и строительства подобных катеров - и не какой-нибудь!

Безусловно, за время экономического "развития" наша страна потеряла многих специалистов судостроения. Некоторые остались в Феодосии, где строились алюминиевые катера на предприятии "Море", некоторые выехали за границу, в ту же Францию, Нидерланды, Германию или Польшу. К примеру, только из Николаева уехали 700-1000 судостроителей. У меня есть приятель, который работает на финских и французских верфях и получает около 2000 евро в месяц. Он говорит, если бы в Украине платили за такую работу хотя бы 1000 евро, то многие специалисты вернулись бы домой.

Третьего декабря президент Зеленский заявил, что запускает программу по возвращению заробитчан домой. И надо уже думать над тем, как вернуть корабелов, создать комплексную государственную кампанию по восстановлению судостроения, наращиванию обороноспособности и повышению уровня роста ВВП.

Почему это необходимо сделать?

Во-первых, поговорим о кредите, который нам обещают международные банки и французское казначейство согласно подписанному Аваковым соглашению. Мы можем привлечь частного инвестора или взять кредит в государственном банке. Деньги, скорее всего, получатся немного дороже, но с учетом локализации и занятости украинцев на государственном уровне выгода очевидна.

Во-вторых, скорее всего, будут производиться катера из импортного металла - алюминия. Но в Виннице есть 45-й экспериментальный механический завод (входит в состав "Укроборонпрома"), один из видов деятельности которого - производство алюминия. В Днепропетровской области есть "АМЗ групп" и ОАО "Алюмаш", которые также специализируются на производстве алюминия и алюминиевых сплавов. У нас есть потенциальные производства!

В-третьих, соотношение стоимости труда составляет: в Украине - 5 евро в час против 12 евро/час во Франции. Удельное значение труда около 40%. То есть в Украине мы можем построить корабли дешевле.
Безусловно, это не "кастрюли производить". Поэтому на каждом этапе должны использоваться современные технологии, линии раскроя, сборки секций и корпуса, чтобы соответствовать жестким классификационным требованиям. На самом деле, этого можно добиться путем незначительных, по сравнению со стоимостью французского контракта, инвестиций - около 10 млн. евро. А при большом заказе эти инвестиции "отобьются" довольно быстро!

Вместо итога

Развитие собственного производства катеров и кораблей позволит повысить обороноспособность Украины, ускорит рост ВВП, позволит вернуть высококвалифицированных специалистов, будет способствовать развитию совокупных отраслей (например, производство алюминия и комплектующих военного назначения), что даст толчок в развитие экономики Николаева, Запорожья, Днепра, Харькова и других городов.
Это стратегическая, экономическая, политическая и моральная задача как перед прошлым поколением, настоящим, так и перед будущим, которому мы должны оставить не долги, а сильное государство с потенциалом дальнейшего экономического развития судоходства в частности.

По материалам «Апострофа».

08.03.2023
Зі свя'том весни
26.02.2023
За скільки можна купити квартиру в Одесі
10.02.2023
Суспільство все бачить…
20.01.2023
Підприємці Миколаєва повертають місто до життя.
15.01.2023
Прийняття законопроекта №5655 загрожує Миколаєву.
12.01.2023
Війна пришвидшила дитжиталізацію
08.01.2023
Морегосподарьский комплекс Миколаєва -не працює.
31.12.2022
З Новим Роком
23.02.2022
Бизнесу могут уменьшить налоговую нагрузку: Президент инициирует программу экономического патриотизма.
23.02.2022
Новый собственник жилья не обязан возвращать долги за предыдущего собственника – разъяснение.
| | | | - | | | | | |