.
10 важных фактов об ОПЗ.

10 важных фактов об ОПЗ.

mlp / 25.07.2016

Как известно, образцово-показательная приватизация Одесского припортового завода сорвана.

Среди причин этого называли отсутствие заявок, долг перед Group DF, суды с компанией «Нортима», ограничения на репатриацию дивидендов, отсутствие налоговых льгот и преференций для инвестора, высокую цену на фоне озвученных выше проблем завода, общие политические и экономические риски. Украины.

Еще одна проблема – туманное будущее отношений с поставщиком аммиака — «Тольяттиазотом».
«Ценность ОПЗ состояла как раз в наличии перевалки аммиака из России. Без этого ценность актива весьма условна», — считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.

Для понимания процесса приватизации следовало бы знать 10 фактов об ОПЗ. Их подготовил Андрей МУРАВСКИЙ и представили «Порты Украины».

1. Одесский припортовый завод располагает крупнейшим в СНГ производством аммиака и крупным производством карбамида. Это единственный в черноморском регионе терминал по перевалке аммиака на морские судна. Это значительно дешевле, чем перегружать его из железнодорожных цистерн, как это делается в Европе и Америке (меньшая трудоемкость).

2. ОПЗ - модернизированное азотное предприятие с самыми низкими расходными коэффициентами по природному газу в отрасли и практически нулевыми расходами на транспортировку продукции, поскольку его инфраструктура находится в порту Южный.

3. Проектные мощности по производству аммиака составляют 900 тыс. тонн в год, по производству карбамида – 660 тыс. тонн в год. Мощность комплекса по перегрузке аммиака – 4,3 млн тонн в год. Комплекс способен перегружать до 5 млн тонн карбамида в год. Годовая мощность комплекса по перегрузке метанола – 1 млн тонн, комплекса по перегрузке жидких азотных удобрений – 500 тыс. тонн.

4. Для переработки карбамида навалом предназначен 1-й терминал порта Южный. Три специальных высокопроизводительных судопогрузчика соединены со складами припортового завода транспортерными линиями, помещенными в закрытые галереи. Интенсивность обработки – 12 тыс. тонн в сутки. 2-й терминал предназначен для переработки наливных химгрузов – сжиженного аммиака, метанола, КАС. На двух причалах есть трубопроводы, стендеры. Интенсивность обработки составляет 24 тыс. тонн в сутки.

5. ОПЗ является конечным звеном аммиакопровода «Тольятти-Горловка-Одесса». Такого уникального объекта, как аммиакопровод Тольятти — Горловка — Одесса, в мире не существует. Он соединяет несколько крупных химических предприятий: российские «Тольяттиазот» (Тольятти) и «Минудобрения» (Росошь), украинский «Концерн «Стирол» (Горловка). Ранее аммиак доставлялся ж/д цистернами с ПАО «Северодонецкое объединение «Азот» (Северодонецк) до «Стирола», сейчас оба предприятия простаивают. Услуги по прокачке аммиака и отгрузкам других удобрений составляют треть дохода ОПЗ. При этом российские компании к участию в приватизации завода не допускаются.

6. «Тольяттиазот» рассчитывает на запуск перевалочного терминала с проектной мощностью 5 млн тонн в год в Тамани. Аммиак будет идти до Воронежа, а там перегружаться в ж/д цистерны и доставляться в порт. Ввод первой очереди технологического перегрузочного комплекса аммиака и карбамида в порту запланирован на 2017 год, второй – на 2020-й. Это более дорогой в эксплуатации вариант, но «Тольяттиазот» уже давно начал инвестировать в это строительство. Надежды на этот комплекс возлагает и «Уралхим». Два года назад объемы инвестиций оценивались в $1,2 млрд, а сроки реализации – 5 лет. «Тольяттиазот» также изучает возможность строительства ветки аммиакопровода в обход Украины – от Воронежа до терминала в порту Тамань (расстояние – более 1500 км). Впрочем, проект очень дорогостоящий, так что о возможности обходиться без нынешнего аммиакопровода российские производители из года в год в основном только говорят.

7. Первый приказ ФГИ о приватизации ОПЗ был подписан еще в 1993 году. Его пытаются выставить на продажу в седьмой раз. В 2009 году состоялся аукцион, победила компания «Нортима», (подконтрольная Игорю Коломойскому), которая предложила 5 млрд грн., но конкурсная комиссия продажу отменила: правительство заподозрило сговор участников и посчитало цену заниженной.

8. В 2009 году тогдашний глава ФГИ Дмитрий Парфененко отмечал, что если приватизация ОПЗ не состоится, то уже в 2010 году «завод никому не будет нужен»: газ дорожает, а его удельный вес в стоимости продукции ОПЗ составляет 90%. Тем не менее в последующие годы предприятие декларировало не только убытки, и в прошлом году чистая прибыль компании составила около 210,9 млн грн.

9. Около десяти лет назад обговаривалась идея приватизировать только химическое производство, а перевалочную базу оставить в госсобственности. Но ОПЗ строился как целостный технологический комплекс, и соответствующая экспертиза показала, что разделение единой инфраструктуры может привести к экологическим проблемам. В то же время украинской частью магистрального аммиакопровода «Тольятти-Одесса» оперирует «Укрхимтрансаммиак», который входит в перечень стратегических предприятий, не подлежащих приватизации.

10. ОПЗ – монополист по перевалке аммиака. Нынче из списка естественных монополистов он исключен. Последние два года он самостоятельно увеличивал тариф на свои услуги, что вызывало возмущение российских производителей. Однако после приватизации монопольный статус ОПЗ могут вернуть, и тогда он утратит возможность бесконтрольно устанавливать тарифы на свои услуги.

Схема аммиакопроводов в Украине.



Инвестор.

| | | | - | | | | | |