.
В Украине может остановиться строительство новостроек.

В Украине может остановиться строительство новостроек.

mlp / 31.07.2013

Проблемы вызваны сложностями с передачей земель государственной и коммунальной собственности для градостроительных потребностей. Это следствие наложения Президентом вето на Закон «О регулировании градостроительной деятельности», который позволял городам до 2015 года передавать участки в пользование или собственность без наличия планов зонирования.

Решить строительную дилемму попытаются осенью, когда депутаты вернутся в парламент.
Напомним, что этот документ парламент принял 21 июня 2013 года, чтобы разблокировать процесс передачи участков для градостроительных потребностей в пользование или собственность физическим и юридическим лицам. Проблема у местных органов власти возникла в начале года, когда вступил в силу запрет почти с двухгодичной отсрочкой.
Свое решение Президент объяснил тем, что депутаты решили не распространять отсрочку запрета на Киев, что «негативно повлияло бы на его экономическое развитие», в частности могло ограничить строительство жилья, инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры, а также осуществления функций столицы.
«Лица, которые планируют строительство в пределах Киева, в частности владельцы и пользователи земельных участков, которые получили в установленном законом порядке землю, не смогут реализовать право, в частности на получение градостроительных условий и ограничений», - говорится в обосновании Президента. Поэтому глава государства предлагает исключить из закона норму об уникальном статусе столицы в земельном вопросе.
Такое решение гаранта уже значит, что города не смогут проводить земельные аукционы, а следовательно, средств от продажи земельных участков местным бюджетам не видать. Кроме того, открытым остается и вопрос, будут ли при таких условиях возводить новостройки?

Оценить влияние такой инициативы гаранта на рынок недвижимости и в целом на общий ландшафт городов «День» просил экспертов.

Владимир ГРОЙСМАН, мэр города Винница:
— Я поддерживаю тезис о том, что города должны развиваться по градостроительной документации, которая четко определяет стратегию городов. Хаотически застраивать города на основании отдельных градостроительных обоснований без генплана нельзя, так как это приведет к ухудшению качества жизни людей и городской среды. Поэтому наложение Президентом вето на данный законопроект ускорит разработку и утверждение муниципалитетами своих генпланов. В 2007 году мы также столкнулись с ситуацией отсутствия генплана, но в течение полутора лет разработали его. В январе 2013 года провели его корректировку. Мы средства для этого нашли, и их можно найти. Если же у городов нет таких собственных ресурсов, то нужно искать гранты.

Александр СЕРГИЕНКО, директор Аналитико-исследовательского центра «Институт города»:
— Я одобряю это решение. Почему? В последние годы широкое распространение получила практика написания градостроительного обоснования. Это когда есть генплан, но нет зонирования, определяющего градостроительные ограничения, в частности по высоте возведения зданий. Помимо зонирования нужно позаботиться о детальном проекте территории. Но вместо всего этого делают ход конем: застройщик заказывает градостроительное обоснование, оплачивает его, а кто платит, то и заказывает музыку. Поэтому в чью оно пользу — излишне говорить. Хотя ни в каких законодательных актах такой документ, как градостроительное обоснование не утвержден. Президентское же вето закрывает лазейку для написания градостроительного обоснования и дает время на решение проблемного вопроса. Ведь очень многие генпланы устарели и неактуальны.

Анатолий БЛИЗНЮК, бывший министр регионального развития, строительства и ЖКХ:
— Без зонирования и генеральных планов землю в городах выделять нельзя. Но для подготовки таких планов нужны большие средства. Например, для одной области генплан стоит 1 миллион гривен. Нужно думать, где брать деньги, потому что есть сельские советы, в которых нечем выплачивать зарплату, а не то, что делать генплан. Но если Украина идет в ЕС, надо четко соответствовать и не проводить застройку городов без этих генпланов и зонирований. По моему мнению, нужно еще раз рассмотреть документ, проанализировать все замечания главы государства, и тогда принимать решение, что делать. Иначе мы полностью блокируем все процессы выделения земли для строительства новых домов. Нужно подумать, каким образом с учетом отсутствия средств в бюджете на 2013 год решить этот вопрос. Это задача уровня местного самоуправления. Где взять деньги? В каждом районном центре или городе существуют сборы за землю и плата за изменение целевого и не целевого назначения земли. По моему мнению, местным органам власти следует дать право самостоятельно использовать собранные от этого средства для создания градостроительной документации... Всего 80% областных центров имеют генпланы, у районов эта цифра достигает 30%, другие административные единицы вообще могут говорить только о 10%. Из 27 регионов всего 16 имеют генеральные планы на развитие территорий. Чтобы полностью их разработать, нужно немало времени, это не задача одного дня.

Источник: «День».

| | | | - | | | | | |