.
Чем грозит частная собственность на СПГ-терминал?

Чем грозит частная собственность на СПГ-терминал?

mlp / 15.07.2011

Два года назад те немногочисленные промышленные предприятия ЕС, которых не заворожила мантра «Газпрома» о неизбежном подорожании газа и необходимости заключения долгосрочных контрактов, не прогадали. В Европу хлынул дешевый сжиженный природный газ, в котором больше не нуждались США. Поэтому на спотовом рынке цена топлива оказалась почти в два раза ниже, чем у россиян. Но в Украине эта история вряд ли повторится.
1 июля — наконец-то после пяти лет раздумий — государство объявило тендер на разработку технико-экономического обоснования строительства СПГ-терминала. Цену сжиженного газа для Украины эксперты прогнозируют по-разному. Так, «Газпром» и некоторые украинские аналитики, например Антонина Давыденко из Concorde Capital, утверждают, что к 2016 году, когда, вероятнее всего, удастся достроить терминал, танкерный газ не будет дешевле, чем трубопроводный. Европейские институты и большинство остальных украинских экспертов утверждают противоположное. Но главное — не цена, а потенциальная возможность конкуренции поставщиков голубого топлива. А ее может и не быть. Ведь государство даже не собирается быть стопроцентным собственником терминала. Идеальным инвестором, по словам главы госагентства по инвестициям и управлению нацпроектами Владислава Каськива, был бы консорциум, в который бы вошли собственники газа (например, азербайджанский Socar) и его потребители (украинские промышленники). Однако большинство экспертов рынка уверены, что терминал будет строиться «под конкретную бизнес-структуру». А значит, полученные с танкеров объемы газа на стоимость российского топлива повлияют незначительно. Ведь не изменяет, например, принципов ценообразования тот факт, что сейчас предприятия Дмитрия Фирташа покупают среднеазиатский газ дешевле, чем у «Нафтогаза».
СПГ-терминал, согласно европейским правилам, недавно принятым Украиной, должен быть независимым от торговцев газом. Иными словами, он должен принимать заказы любых газотрейдеров, которые захотят поставлять топливо в Украину. Однако «национальный проект» будет, как ожидается, на 75% принадлежать частному капиталу — вероятнее всего, предприятиям Дмитрия Фирташа, который уже около года говорит о своем интересе к проекту. Он владеет четырьмя из шести украинских производителей азотных удобрений и является наиболее вероятным претендентом на покупку Одесского припортового завода. Учитывая ОПЗ, предприятия его группы до кризиса потребляли около 8 млрд. кубометров газа, что равняется 80% от мощности будущего СПГ-терминала.
«Даже в ЕС собственник терминала вполне может отказать посторонним импортерам, ссылаясь на то, что у него нет свободных мощностей, так как они все загружены долгосрочными контрактами, — рассказывает директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар. — Правда, если окажется, что мощности у этого терминала простаивают, то у него потом будут большие проблемы с антимонопольным ведомством». Но украинскому терминалу это не грозит: даже оставшийся после удовлетворения потребностей предприятий своего собственника газ он легко сможет «пристроить», учитывая, что цена на российское топливо все равно будет намного выше.
Впрочем, государство сможет влиять на политику терминала, поскольку намерено оставить у себя его блокирующий пакет. Однако до сих пор неясно, на чьем балансе предприятие будет находиться. После того как проект строительства СПГ-терминала перевели в разряд «национальных», «Нафтогаз» о нем ничего нового сообщить не может, и неизвестно, достанется ли госмонополисту «счастье» управлять блокпакетом этого предприятия. И, соответственно, неясно, может ли компания рассчитывать хоть на небольшую часть сжиженного газа, который бы существенно улучшил ее финансовые показатели и, возможно, даже позволил бы снизить цену газа для разных классов потребителей.
Сумма, которую государство планирует вложить через агентство по инвестициям в проектирование терминала, колеблется от нескольких сот тысяч до более 1 млн. евро. Все будет зависеть от того, кто победит в тендере: международные компании или один из украинских НИИ. Дополнительные расходы госбюджета Украины могут быть связаны с достройкой газотранспортной системы к месту расположения предприятия. Ведь все варианты, предложенные разработчикам ТЭО, находятся далеко от магистральных газопроводов. Довольно мощная труба подходит к Одесскому припортовому заводу, возле которого строительство терминала наиболее вероятно, однако она все равно не способна перекачивать 10 млрд. кубометров в год. А о том, будет ли включен требуемый трубопровод в проект терминала, власти пока молчат. Кроме инвестиций в проектирование и «трубу», Украина еще будет решать на международном уровне множество проблем будущего собственника терминала: уговаривать потенциальных поставщиков газа, решать проблемы транзита танкеров через Босфор и Дарданеллы, а также сушить голову над тем, как помешать победить в тендере на постройку терминала ОАО «Газпром».

«Инвестгазета».

| | | | - | | | | | |