.
Местной власти необходимо знать экономический потенциал Николаева

Местной власти необходимо знать экономический потенциал Николаева

mlp / 01.06.2011

Николаевская областная ассоциация специалистов по недвижимости (НОАСН) предложила руководству города организовать работу по изучению экономического потенциала города. С текстом обращения можно ознакомиться по адресу www.mlp.com.ua.

Для рассмотрения этого предложения заместитель мэра Роман Васюков провел совещание при участии представителей НОАСН и начальников отделов горисполкома Андрея Яковлева и Александра Брижатого.



В ходе встречи председатель НОАСН Петр Мойсол отметил, что, к сожалению, ни простые граждане, ни предприниматели, ни органы местного самоуправления не удовлетворены социально-экономической ситуацией в Николаеве. Специалисты по недвижимости в силу специфики своей работы более осведомлены о проблемах городских предпринимателей. То, что в последнее время в городе увеличивается количество объектов, которые выставлены на продажу и сдаются, свидетельствует о проблемах в предпринимательской деятельности. В этом есть недоработки и городской власти.
Городские органы власти не владеют полной информацией о производительных силах и экономических возможностях малого и среднего бизнеса. С одной стороны, отсутствие достаточных ресурсов для реализации программ социального развития. А с другой стороны, тысячи предпринимателей, не имея четкого представления о перспективах развития и уверенности в реализации своей продукции, простаивают в ожидании более понятной перспективы. Можно предположить, что сегодня в городе не работают в полной мере около 30 000 рабочих мест, а 15 000 мест вообще простаивают. Это строители, машиностроители, корабелы, швейники и другие специалисты. Если найти механизм включения данного ресурса в работу, то можно получить ощутимый результат.
Для этого необходимо определить экономический диагноз производственных возможностей малого и среднего бизнеса, или, другими словами, провести инвентаризацию рабочих мест, производительных сил. После этого обобщить результаты, исследовать причины, которые тормозят развитие предпринимательства, и принять эффективные меры по поддержке местных предпринимателей.
Это позволит достигнуть существенного экономического эффекта. Например, «реанимация» 25 000 неработающих рабочих мест при средней зарплате в 1600 грн. увеличит поступления в местный бюджет от подоходного налога на 72 млн грн. в год. Восстановленные рабочие места увеличат покупательную способность горожан до 480 млн грн. в год. В совокупности с другими показателями бюджет города мог бы получить дополнительно около 117 млн грн.
По мнению П. Мойсола, многие проблемы предпринимателей связаны с тем, что в структуре местного самоуправления отсутствует орган, который непосредственно занимается анализом и планированием развития предпринимательства. На данный момент отдельно существуют управление экономики и инвестиций, регистрационно-лицензионная палата, отдел разрешительных процедур, управление транспорта, связи и коммуникаций, отдел предпринимательства и регуляторной политики, отдел сферы услуг, отдел торговли. Все эти подразделения функционируют без какой-либо системности и слаженности в работе. Их распыленность и разноподчиненность не позволяют воспринимать целостно ситуацию в сфере предпринимательства и анализировать ее. Вряд ли сотрудники подразделений горисполкома могут уделять достаточное внимание вопросам перспектив развития города. А это не лучшим образом сказывается на социально-экономическом положении Николаева.
Очевидно, назрела необходимость создания управления, которое будет комплексно заниматься вопросами предпринимательской деятельности. Оно могло бы сконцентрировать усилия на анализе развития малого и среднего бизнеса, определении перспектив его развития, мотивации предпринимательства и его поддержке.

Участник встречи член горисполкома А. Ващиленко напомнил, что предложения риелторов актуальны для города. Несколько лет назад были предложения оценить экономический потенциал города, однако реализовать их на практике не удалось. Артем Николаевич рассказал о проведении маркетинговых исследований при реализации проекта строительства ТРЦ «Сити Центр». С целью оказания помощи новому руководству города он передал Р. Васюкову маркетинговое исследование.

Представители инициативной группы высказали мнение о недостаточной информационной поддержке развития малого и среднего бизнеса в Николаеве. В частности, в городских СМИ трудно найти аналитический материал о процессах, которые происходят в экономике города, мало внимания уделяется освещению правовых аспектов деятельности бизнеса, недостаточно освещается деятельность исполнительного органа горсовета и т.д. В непривычном режиме сегодня действует руководство горисполкома. В отличие от руководства облгосадминистрации в текущем году не было проведено ни одной пресс-конференции. Есть эпизодичные телевыступления или комментарии в интернет-изданиях.

Юрист В. Бабич отметил, что залогом доверия предпринимателей к процессу инвентаризации рабочих мест должен стать четкий правовой механизм, который местные органы власти должны разработать и реализовать, т.е. прописать правовые нормы проведения инвентаризации рабочих мест. Также немаловажным для предотвращения злоупотреблений является вопрос о персональной ответственности лиц, которые будут осуществлять инвентаризацию.

В свою очередь Роман Васюков сказал, что инициативу риелторов городская власть должна тщательно изучить. При этом он отметил: «Совершенно очевидно, что на сегодняшний день горисполком не имеет информации о том, что происходит в городе, какие есть предприниматели и чем они занимаются».
Отсутствие полной статистики - это одна из главных проблем, с которыми он столкнулся в своей работе в горисполкоме. Проблема горисполкома состоит также и в том, что он представляет совокупность структурных подразделений, а не систему. По ныне действующей в горисполкоме организационной структуре промышленность находится у одного заместителя мэра, а предпринимательство, торговля, транспорт, услуги - у другого заместителя. В такой ситуации сложно найти баланс и прийти к оптимальному решению. Проблема и в том, что, к сожалению, предприниматели перестали обращаться к власти. Очевидно, ранее они так часто обращались и так часто не получали поддержки, что уже разуверились.
Роман Александрович поддержал идею сконцентрировать все вопросы предпринимательства в ведении одного из заместителей мэра.
Он также согласен, что городская власть должна иметь объективную информацию о наличии рабочих мест. Однако получить ее - задача непростая. Вряд ли приходится рассчитывать на то, что все предприниматели будут открыты в этом вопросе. Поэтому предстоит поработать над созданием механизма инвентаризации рабочих мест.
Первые шаги для этого уже предпринимаются. Для получения статистических данных, в том числе и о наличии рабочих мест, можно было бы использовать систему выдачи разрешений на размещение объектов, на начало предпринимательской деятельности и др. Планируется упростить выдачу разрешений на начало работы предпринимателей, ввести так называемый декларативный принцип, оформление заявок как письменно, так и в электронном виде. Проект решения по этому механизму предполагается вынести на июльскую сессию горсовета.

А. Яковлев акцентировал внимание на добровольности сотрудничества власти и предпринимателей. Если последние будут готовы давать информацию, то и власть должна что-то предложить взамен. Одним из предложений может стать информационный продукт, который получил рабочее название «тендерная палата». Речь идет о том, чтобы всю информацию о тендерах сконцентрировать в едином информационном ресурсе. «Тендерная палата» станет реальной, если ее поддержит мэр и главные распорядители бюджетных средств. Другим продуктом может стать реестр свободных площадей и коммунальной собственности. Этот продукт будет реальным при его поддержке земельным управлением и управлением градостроительства и архитектуры.

Р. Васюков отметил, что в работе по изучению экономического потенциала города следует учитывать некоторые ограничения возможностей муниципальной власти. Например, действующее законодательство не дает права органам местного самоуправления вмешиваться в хозяйственную деятельность. Поэтому остается рассчитывать на добровольное согласие малого и среднего бизнеса предоставить информацию о своем предприятии. Для объяснения целей этой работы будут привлекаться информационные резервы горсовета.
Горисполком рассчитывает получить определенную картину экономического потенциала города на 1 января 2012 года.
Р. Васюков сообщил, что в реализации этих планов необходима электронная карта города. Она существенно помогла бы при согласовании размещения новых торговых объектов. Ведь в Николаеве на одних улицах много магазинов, а на таких, как Заводская, вообще ни одного.
По мнению заместителя мэра, малые архитектурные формы и выносная торговля в перспективе должны уйти с улиц города, поскольку они явно не улучшают его архитектурный облик и стимулируют стихийную торговлю.
При этом в ближайшие два года городская власть продолжит выдачу разрешений на их размещение. Это вызвано необходимостью наполнения городского бюджета. Сегодня выдача разрешений на торговлю связана с оформлением договора сервитута и аренды земельного участка. Как правило, договоры заключаются на 3 - 5 лет. При этом предприниматель вносит 100-процентную предоплату в бюджет города. На апрельской сессии депутаты перенесли рассмотрение вопросов о предоставлении согласия на размещение малых архитектурных форм. Если бы они проголосовали положительно, то в бюджет поступило бы 300 тыс. грн. Такую сумму должны внести семь заявителей на размещение МАФ. В горисполкоме имеется около 50 заявок на МАФ. Нетрудно подсчитать, сколько может поступить в городской бюджет.
В решении вопросов о размещении МАФ Р. Васюков не вполне согласен с позицией управления градостроительства и архитектуры. Например, работниками управления подготовлен проект решения горсовета об ограничении размещения МАФ на магистральных улицах города. В перечне указаны 22 улицы, а это практически весь город. При этом в документе есть исключения, которые позволяют устанавливать МАФ. Такая трактовка не совсем прозрачна.
Заместитель мэра считает, что через 2-3 года необходимо ввести мораторий на размещение малых архитектурных форм. Но об этом должны знать предприниматели, которые сегодня будут заключать договор сервитута либо аренды земельного участка.
В перспективе МАФ, вероятно, будут иметь право на существование. Они могут находиться во внутриквартальных дворах, на удаленных улицах. Однако в центре города они должны быть обязательно привлекательными.
Роман Александрович сообщил, что планируется развернуть сеть социальных магазинов в формате стационарных МАФ в районах города. Под эти проекты можно предусмотреть определенные земельные льготы для предпринимателей. В таких магазинах будут реализовывать продукты местных производителей, что станет поддержкой для николаевских бизнесменов. Социальные магазины также могли бы повлиять на цены рынков и супермаркетов.
Заместитель мэра отметил важность взаимодействия власти с отраслевыми советами предпринимателей. Но при этом нужно работать над улучшением их качественного состава. Ведь сюда пришел «кто-то под палкой, кто-то для решения своих шкурных вопросов». При этом вряд ли стоит рассчитывать на эффективность взаимодействия с таким руководством. Советы предпринимателей не должны иметь окраску какой-либо политической партии. Их должна объединять идея укрепления единства общества и снятия социального напряжения.
Для поддержки цивилизованного бизнеса местной власти предстоит большая работа по наведению порядка на рынках города. На данный момент проводится их проверка. Большинство нарушений связано с земельным законодательством, архитектурой и строительством. По ее результатам будут сделаны выводы, определенные материалы передадут в прокуратуру.

На совещании принято решение разработать программу изучения экономического потенциала Николаева и методику ее реализации.

Ю. Щетинин

| | | | - | | | | | |