.
НАЗАД В БУДУЩЕЕ…. ИЛИ РАЗВИТИЕ ПО СПИРАЛИ?

НАЗАД В БУДУЩЕЕ…. ИЛИ РАЗВИТИЕ ПО СПИРАЛИ?

mlp / 22.04.2011

Конечно, здорово, когда человек имеет свою точку зрения. К тому же человек, который 4 года работал в депутатской комиссии горсовета по ЖКХ, отработал не один грант по ЖКХ, и который пишет магистерскую работу в этой сфере….
Однако хочется, чтобы горожане узнали и другую точку зрения по затронутым Вами вопросам.
Учитывая, что договора с большинством частных ЖЭКов обслуживающих жилые дома в Заводском районе закончились еще в 2010 году, и ознакомившись с некоторыми результатами деятельности этих предприятий, одним из решений рабочей группы по реформированию, развитию и тарифной политике в сфере жилищного хозяйства города от 12.04.2011г. было: рекомендовать городскому голове отказаться от проведения конкурсов по этим территориям и обслуживать жилые дома силами предприятий коммунальной формы собственности.


Мотивы.
Напомню, что в повестке дня рабочей группы стоял отчет начальника жилищного управления департамента ЖКХ Палько А.Н. о результатах проверки контролирующими органами деятельности ООО «Намыв-1». В ходе доклада и во время обсуждения были высказаны следующие моменты (которые лично для Вас не должны были стать чем-то новым):
У всех предприятий кроме КП «Бриз» были «клоны». При этом победителем конкурса, проводимого департаментом, было одно предприятие, а жилые дома обслуживали совершенно другие юридические лица. Причем, не только выполняли работы, но и собирали деньги с населения (не заключив договора). В ряде случаев между предприятием-победителем конкурса и теми, кто собирал деньги населения, вообще нет договорных отношений! Скажите: зачем департаменту проводить конкурс, если работают совершенно другие юрлица?
Был факт, когда одним бизнесменам стало неинтересно работать на этом поприще, а другие захотели расширить сферу своего влияния. Вы думаете, они пошли в департамент за конкурсом? Все гораздо проще: одни вышли из состава учредителей, другие зашли, поменяли директора и т.д. Никто даже не собирался ставить горисполком в известность.
А как Вы объясните жителям Намыва, что 4 года они платили по тарифу, в котором был НДС, а деньги при этом заходили на предприятия, работающие без НДС (на едином налоге - 10%)?
Как насчет того, что руководящий состав всех «Намывов» числился и получал зарплату сразу в шести предприятиях, и о премиях не забывал.
Хороший бизнес – обслуживать дома без рентабельности! А зачем она нужна, ведь все деньги, зашедшие на предприятие, тратятся на обслуживание домов? Правда, мало кто знает, что деньги от нежилых помещений, расположенных в этих домах, шли на счет совершенно другого предприятия… Деньги льгот и субсидий тоже поступали лишь на предприятия, выигравшие конкурс… Рабочие, получающие зарплату в ЖЭКе, работают на коммерческих объектах – тоже неплохая прибыль, и т.д.
Вы, Михаил Евгеньевич, наверно прослушали выводы постоянной депутатской комиссии по коммунальному имуществу, не увидели письма Заводской райадминистрации и заявления Н.П.Мищишена об их отношении к действительности… бывает.
Вот это, и кое-что изложенное далее было мотивом моего предложения.

Конкурс – Рынок – Монополия.
Я двумя руками «ЗА» рыночные отношения в сфере ЖКХ. И, конечно же, за конкурсы, если они являются инструментов для создания рыночных отношений. Но…
Месяц назад один умный человек (на секундочку - доктор экономических наук) заставил меня сильно призадуматься, произнеся простую фразу: рынок в чистом виде всегда приводит к монополии. Парадокс, но это так – начинается конкурентная борьба, и… побеждает сильнейший! Попробуйте применить эту мысль к нашим конкурсам по ЖЭКам. Рынок работает лишь там, где есть ограничения со стороны государства (в нашем случае – местного самоуправления).
Теперь о наших конкурса по отбору ЖЭКов.
Напомню исходные позиции: дома как были в коммунальной собственности – так и остаются. Производственные базы, необходимые для обслуживания этих домов как были в коммунальной собственности – так и остаются (в лучшем случае, хотя ООО «Намыв» одну базу таки выкупило). Одно из главных условий конкурса – не увольнять людей – т.е. работники ЖЭКов как были на своих местах, так и остаются.
Теперь три факта: конкурсы не повлияли ни на размер тарифов, ни на привлечение инвестиций, ни на качество обслуживания домов.
Вопрос к Вам, Михаил Евгеньевич: что город выбирает в результате этих конкурсов, если все остается на своих местах? Помогу. В идеале мы выбирает менеджмент(!), которому доверяем распоряжаться финансовыми потоками и еще «кое-какими мелочами» изложенными выше, ну и совсем немного жизнями людей, живущих в домах.
О том, как соотносятся понятия «КОНКУРС» (в Николаевском варианте) и «РЫНОК» (это когда можно что-то купить или продать, при наличии условий выбора) – додумайте сами.
А то, что наши конкурсы приводят к монополии – это факт. Выигравший получает монополию на отведенный ему срок.
Т.о. если на этапе внедрения существующая система конкурсного отбора являлась эффективным и стимулирующим элементом реформы ЖКХ, то на данный момент – ее потенциал исчерпан.

О Законности.
Вы утверждаете, что отказ от проведения конкурсов - это нарушение Закона «Про жилищно-коммунальные услуги». Обратимся к первоисточнику: Ст 27. п.2 «Перелік житлово-комунальних послуг, право на здійснення яких виборюється на конкурсних засадах, визначає орган місцевого самоврядування».
Не задумывались почему? Да потому, что есть еще Закон «О местном самоуправлении в Украине». И в нем обозначено, что община может иметь свое имущество (сейчас мы говорим о жилых домах), и сама может распоряжаться им! А органы местного самоуправления обязаны содержать и эффективно его использовать, и для этого могут создавать свои предприятия (коммунальные). Именно этим и руководствовалась рабочая группа, принимая свое решение.
Конечно, следствием этого решения должно быть внесение изменений в решение исполкома о перечне услуг, предоставляемых по конкурсу.

Кто лучше: коммунальное предприятие или частник?
С точки зрения финансовой стабильности и менеджмента, ответ дал проведенный Вами на деньги МФ «Відродження» в 2009 году аудит. И ответ этот краток: разницы нет!
С точки зрения стабильности работы предприятий и качества оказываемых услуг – коммунальные предприятия. Можете навести справки в балансовой комиссии горисполкома, жилищном управлении департамента, Заводской райадминистрации и Государственной жилищно-коммунальной инспекции.
Есть, конечно, исключения, такие как упомянутый Вами ДП «Корунд-Х». Но Вы-то зачем его «подставляете»? «… за счет собственных средств выполнял капремонт крыш, ставил металлические двери в подъездах, восстанавливал детские площадки. А ведь ничего этого в тарифе не заложено!» Он действительно делал это за собственные средства, полученные от других видов деятельности, но зачем Вы вплели сюда тарифы?
Еще замечательная цитата: «… положительные моменты конкурсов налицо.
В первое время они помогли решить вопрос с огромными задолженностями, накопившимися у ЖЭКов перед облэнерго и другими структурами, помогли ликвидировать долги по зарплате персоналу». Вы хотите кого-то убедить в том, что они решили эти вопросы путем вливания собственных средств? Абсурд! Хотите сказать, что частники закрывали долги предыдущих коммунальных ЖЭКов? Конечно НЕТ! Они начали решать свои производственные вопросы нашей квартплатой. И это нормально. Так и должно быть.

Назад в будущее или новый виток по спирали.
Если подытожить: Конкурсы сегодня ничего не дают. Их победители – «вже нацарювали» (в большинстве своем; простите, что всех под одну гребенку). Специалисты говорят, что большой разницы нет, но коммунальные предприятия все-таки лучше.
В данной ситуации, на мой взгляд, приход коммунального предприятия – это не возврат в прошлое, это как минимум – попытка остановить происходящее.
А залогом движения вперед является один из пунктов решения рабочей группы, в котором предлагается над коммунальным предприятием создать наблюдательный совет из представителей разных фракций, в т.ч. и оппозиции. Я уверен, что собирающийся два раза в месяц наблюдательный совет куда как полезнее конкурсов в существующем виде.
Мне кажется, что происходящее – это поступательное развитие по спирали.

Напоследок о коррупции.
В общем понимании: коррупция – это действия должностного лица, направленные на получение личной выгоды.
Хочется узнать, Михаил Евгеньевич, где Вы видите выгоду двух десятков человек – членов рабочей группы? Она общая, или у каждого своя?
Давайте посмотрим ст. 6 любимого Вами Постановления КМУ №631 от 21.07.05 «До складу конкурсної комісії не можуть входити представники учасника конкурсу та особи, що є його близькими родичами (чоловік, дружина, діти, батьки, брати, сестри, онуки)».
Как насчет поискать близких родственников между предыдущим составом конкурсной комиссии и учредителями (директорами) предприятий-победителей конкурсов??? Вот где коррупция, причем в чистом виде. Я не кровожадный и оставляю Вам право, после глубокого и всестороннего анализа за деньги международных грантов вычислить и опубликовать две небезызвестные фамилии в следующих публикациях.

С.Клименко

| | | | - | | | | | |