.
«Транспортный узел» Николаева.

«Транспортный узел» Николаева.

mlp / 07.09.2007

Городская власть в последнее время все чаще подчеркивает, что Николаев интересен инвесторам как транспортный узел. Но этот «узел» очень интересен и самим горожанам.

В нем переплетены интересы городской власти и руководства автопредприятий с проблемами николаевских пассажиров. Возможно, поэтому договор между владельцами маршрутов и горисполкомом всегда остается вне поля зрения прессы. Досконально разобраться в этом «клубке» интересов сегодня сложно, да и не ставится такая задача в этой статье. Хотелось бы обратить внимание горожан и депутатского корпуса к транспортным проблемам Николаева.

С ростом количества автомобилей растут проблемы города. Например, пешеходы все больше стали ощущать загрязнение воздуха. Как сообщил депутат горсовета С. Шульгач, воздух сегодня значительно чище в районе «Промзоны», нежели в центре города, особенно на пересечении проспекта Ленина и ул. Дзержинского.
Еще одна острая проблема – организация работы пассажирского транспорта. Можно без преувеличения сказать, что его работой недовольно большинство горожан, от пенсионеров до владельцев престижных иномарок.
Недавно прошел очередной конкурс маршрутных перевозчиков. Поэтому журналисты ожидали объявленную пресс-конференцию начальника отдела пассажирских перевозок, связи и развития телекоммуникаций Николаевского горисполкома Геннадия Иванова. Однако по неизвестным причинам она не состоялась. Возможно, реализуется мнение первого заместителя мэра Ю. Гранатурова, что пресс-конференцию могут проводить только подготовленные заместители городского головы.

Поэтому редакция обратилась к Геннадию Владимировичу с предложением прокомментировать ситуацию с пассажирскими перевозками в Николаеве.
Разговор начали с самого массового общественного транспорта – маршрутных такси. Николаевцам памятно апрельское столкновение городского маршрутного такси с трамваем. Были в городе случаи, когда горели маршрутки. Поэтому обеспечение безопасности пассажирских перевозок в городе – задача №1.

Владельцев частных автомобилей нередко возмущает «виртуозное» вождение маршрутных такси, которые в борьбе за клиента готовы как угодно и где угодно «подрезать». А если сюда добавить проявление коммунальными службами «утренней заботы» о чистоте остановок в центре города, когда коммунальщики создают заторы транспорта, то заряд бодрости водителю обеспечен на целый день.

Перед водителями троллейбусов стоит вопрос другого рода - «Как «прижаться» к остановке?». Особенно у Центрального рынка и на Советской. Троллейбус, как бедный родственник, может стоять в ожидании и тем самым перекрыть движение остальному транспорту. В цивилизованных городах остановки общественного транспорта делают непосредственно у выхода из подземного перехода. Предусмотрена она и возле подземного перехода в районе Центрального рынка. Но здесь «красную ленточку» заместитель мэра А. Жежеруха еще не перерезал, поэтому горожане пользуются остановкой в старом месте и «лезут» через ограждение, чтобы сократить себе маршрут. Ведь «славяне» не привыкли искать легких путей.

Многих пассажиров маршрутных такси возмущает требование водителей, чтобы они «проходили в зад». Понятно, что мечта водителя - крутить баранку переполненного автобуса, в котором пассажиры, согнулись в три погибели или повисли на поручнях, прижавшись к теплому телу соседа (-ки) в салоне с закрытыми окнами. Ведь нужно же «отработать» хозяевам и машины и маршрута, и себе что-то оставить.
Хорошо, что в Николаеве не много людей баскетбольного роста. Правда и невысоким горожанам приходится в маршрутке упираться коленями в спину впереди сидящего пассажира. Зато количество посадочных мест в салоне (если его можно так назвать) увеличилось. В 2007 году сотрудники областного ГАИ выявили 1009 фактов переоборудования автобусов и микроавтобусов путем установления дополнительных мест для сидения - табуреточек, аудиоколоночек и других приспособленных мест. Есть и другое проявление «заботы» о пассажирах - когда водители убирают сидения, чтобы больше людей могло стоять.

Сами «извозчики» говорят, что в былые времена перевозить пассажиров могли водители только с соответствующими классом и стажем. Сегодня за руль маршрутного такси садятся юноши, почти одновременно получающие паспорт и водительские права. О какой безопасности можно говорить? Опасность представляет не столько возраст, сколько некачественный состав водителей. На тяжелую и уже малоприбыльную работу нередко приходят горожане, которые не смогли «найти себя в новых экономических условиях». Не секрет, что определенная их часть работает в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. По сообщению областного ГАИ с начала года от управления маршрутками отстранено более 86 пьяных водителей. Но если пьяного водителя еще можно визуально определить, то с «наркоманом» - сложнее. Как отметил Г. Иванов, проконтролировать таких «водил» непросто, поскольку утром они проходят медосмотр, а уже в ходе работы курят «косячок». Успокоением пассажирам микроавтобусов может служить тот факт, что среди городских таксистов таковых еще больше.
Поэтому ГАИ обращается к гражданам – «если вы усомнились в состоянии здоровья водителя маршрутки, и на Ваш взгляд его поведение неадекватно, можно предположить что он находится в алкогольном или наркотическом опьянении, позвоните по телефону «доверия ГАИ» 21-20-78 и сообщите № маршрута, марку микроавтобуса и цвет. Если у Вас хорошая память на цифры, можно запомнить и номерной знак».

Однако проблемы безопасности создают и сами пассажиры. Их, в первую очередь, волнует, как поскорее добраться туда, куда нужно. На качество этой услуги и ее безопасность они порой не обращают внимание. И если маршрутку, нарушившую правила, останавливает инспектор ГАИ, то пассажиры в первую очередь возмущены инспектором.

Транспортные проблемы не дают скучать и городским властям. Телефон отдела пассажирских перевозок, связи и развития телекоммуникаций Николаевского горисполкома (35-94-94) - один из самых популярных. И не потому, что он легко запоминается, а поскольку сюда постоянно идут жалобы. Г. Иванов отметил, что с начала 2007 года поступило 508 только официальных обращений. В отделе из 5 штатных единиц в наличии только три, а транспортными вопросами занимаются он и еще один специалист. Такими силами трудно выполнить основную задачу отдела – обеспечение качественных перевозок пассажиров в Николаеве.

Геннадий Владимирович рассказал, что в городе всеми видами транспорта ежесуточно перевозится 250-300 тыс. пассажиров. Сегодня действует 86 маршрутов, на которых работает 1700 машин пятнадцати автопредприятий. На полумиллионный город приходится 140 автобусов средней вместимости и 16 автобусов – большой. Правда, эта цифра будет меняться. На последнем конкурсе перевозчиков приоритет отдали фирмам, которые готовы (обещают) обеспечить город автобусами большой и средней вместимости. В их числе ООО «Укр-Транс», которое сразу поставило на экспресс - маршрут № 1 четырнадцать автобусов типа «Эталон». Есть компании, которые уже готовы ввести на городские маршруты машины типа «Богдан».

По мнению Иванова без претензий со стороны населения работают маршруты № 13, 44, 20, 21 и др. Как правило, они принадлежат большим и стабильно работающим автопредприятиям - ЧП «ТФТ», «ПиК», «Автовиола-плюс», ОАО «Трансавтосервис». Но есть и другие - «проблемные» автопредприятия. В их числе ОАО АТП – 14827 водители которого нередко вместо перевозок пассажиров решали «личные вопросы». Подобная бесконтрольность со стороны руководства предприятия повлекла к расторжению договора между ним и горисполкомом.

Что можно сказать о городском электротранспорте? За годы независимости Украины он «заезжен» до невозможности. Поэтому дыры в корпусе трамваев и троллейбусов закрашивают краской или заклеивают рекламой. Ведь в Украине постоянный «финансовый голод» на приобретение нового общественного транспорта. Николаевский парк долгие годы не обновляется. Поступление госсубвенций на перевозку льготных пассажиров (а таковых 80%) - мизерное. Возможности городского бюджета также не позволяют выполнить эту задачу. Чтобы «оживить» деятельность «НТТУ» в июле из городского бюджета на погашение долгов по зарплате выделили 3 млн. грн. В соответствии с Программой развития электротранспорта г. Николаева на 2007-2015 годы (финансирование должно осуществляться 50% государством и 50% городским бюджетом) в текущем году планируется приобретение 7 новых троллейбусов и 2 трамвайных вагонов. До полной замены парка электротранспорта путь не близкий.

Если мировая статистика свидетельствует, что причиной 15% аварий с тяжелыми увечьями и смертью людей становится неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, то в Украине эта цифра - 2 %. Но это не означает, что украинские транспортные средства находятся в хорошем техническом состоянии. По словам экспертов, виновата существующая система, когда Госавтоинспекция и ДТП регистрирует, и за технический осмотр автопарка отвечает. С работников этого ведомства спрашивают не качество, а количество чеков об уплате услуг за техосмотр. Здесь тоже существует свой «план». Решение проблемы в Минтранссвязи видят в предоставлении частным компаниям лицензии на проведение техосмотра.

По мнению специалистов, найти пассажирский транспорт, который бы отвечал всем правилам, очень сложно. Взять, к примеру, автобусы «ПАЗ» на маршруте № 205 «Николаев – Сосновое». Их давно именуют в народе «скотовозами», поскольку летом пассажиры чаще не стоят, а висят. Техническое состояние машин удручающее: скорость переключается в лучшем случае с третьего раза, а в дороге водитель постоянно что-нибудь ремонтирует. Их техническое состояние известно руководству «ТФТ». Но машины все равно выходят на маршруты, чтобы «давать суточный план».

Как отметил Иванов, сегодня самая актуальная задача – замена подвижного состава. Поэтому совместно с депутатской комиссией принято решение «при проведении маршрутных конкурсов отдавать предпочтение новым машинам, лучшего качества и «ГАЗелям» не старше 5 лет». Пять лет выбрано не случайно, поскольку таков срок банковского кредита, который брали водители на приобретение этих машин.

Руководитель депутатской комиссии горсовета по вопросам промышленности, транспорта и связи горсовета Д. Никонов на «35 канале» заявил, что уже сегодня всем хозяевам маршрутов рекомендовано приобретать собственный парк автобусов большой и средней вместимости, иметь свою базу, где будет находиться транспорт, собственный коллектив водителей, и отказываться от услуг привлеченных владельцев автобусов. Но эту рекомендацию выполнить не просто.
Рядовому водителю приобрести новый автобус (25-40 тыс. у.е.) можно, ... но только за банковский кредит (если его еще дадут). А дальше водитель будет без выходных, без сменщика, по 16 часов в день несколько лет его отрабатывать. Таковы условия украинского автокредитования. Недаром же его называют «экономическим самоубийством».

Если серьезно заняться качеством пассажирских перевозок, то большую часть машин нужно снимать с маршрутов. Но это вызовет недовольство пассажиров, которые к тому же являются избирателями. Поэтому чиновник не в состоянии принимать радикальные меры для решения этой проблемы. Да и нет таких полномочий у отдела пассажирских перевозок горисполкома. Он может лишь расторгнуть договор с владельцем маршрута и обратиться в Главтрансинспекцию на автомобильном транспорте Минтранссвязи Украины о лишении его лицензии. Количество обращений в Главтрансинспекцию Г. Иванов не называл. Зато областное ГАИ сообщило, что по результатам проверок автохозяйств, где выявлены грубые нарушения законов Украины «Об автомобильном транспорте» и «О дорожном движении», ей инициировано лишение лицензий на право осуществления пассажирских перевозок 34 перевозчиков.

При нынешнем «изобилии» маршрутов они не могут удовлетворить потребности горожан. Основная их часть проходит по проспекту Ленина, который напоминает горло бутылки, в которую все вливается и выливается. По заявлению депутата С. Шульгача за 1 час по проспекту Ленина проходит от 4 до 8 тыс. автомобилей. При этом остаются районы города, предприятия и учреждения, куда добраться очень тяжело.
Всем понятно, что нужно реорганизовать схему движения маршрутных такси. На телеканале Д. Никонов, пообещал к 2009 году совместно с горисполкомом разработать новые схемы движения пассажирского транспорта в г. Николаеве, поскольку до этой даты действуют договоры на 80% маршрутов города. Есть еще одна причина, которую вскользь затронул депутат. Дмитрий Викторович сказал: «Можно было бы сделать это и сейчас, но не хотелось бы «резать по-живому»: забирать маршруты и перераспределять».

Добавим сюда еще одну причину – качество городских дорог. Год назад, комментируя их состояние, городской голова В. Чайка сказал: «Что касается задач, которые я ставлю перед собой лично, то это, в первую очередь, дороги. Нужно вложить в течение 4 -5 лет в дороги, не только центральные, но и периферийные, 40 млн. грн. В 2007 году мы планируем 10 млн. грн. направить на дороги. Я увидел, как в этом году мы потеряли темп реконструкции дорог».

Хорошо, что мэр увидел утрату темпов. Но горожанам хотелось бы, увидеть и ремонт дорог. На пресс-конференции начальник жилищного управления департамента ЖКХ В. Титаренко сказал, что в городских планах есть ремонт дорог улицы Веселиновская, Новосельская, им. Буденного (от Декабристов до 8 Марта), Скороходова. На дорожные работы в 2007 году выделено 5,6 млн. грн. Но эти планы могут и не реализовать.

Депутаты горсовета по телевидению сообщили, что готовится реконструкция, т.е. расширение ул. Скороходова. Эту инициативу начальника отдела пассажирских перевозок Г. Иванов поддержала «транспортная» комиссия горсовета. По высказыванию ее председателя - Д. Никонова в конце августа - начале сентября начнется реализация проекта и до «начала морозов» работы будут выполнены. Субвенции из государственного бюджета составят 2,945 млн. грн. Как сказал Г. Иванов, в случае успешной реализации проекта появится возможность изменить схемы городских маршрутов и «разгрузить» проспект Ленина, улицы Чкалова и Чигрина.

Сегодня отделу пассажирских перевозок Николаевского горсовета оказывают помощь депутаты В. Буркун (глава правления ОАО «Орион-Авто»), С. Шульгач (глава правления ОАО «Автотрансвод-буд») и Д. Никонов. Дмитрий Викторович доложил городской общине, что его комиссия рассмотрела вопрос о капремонте и реконструкции автомобильных дорог; о совершенствовании схемы движения транзитного грузового транспорта; инициирует периодическое проведение проверок по выполнению условий договоров; требует от перевозчиков, которые обслуживают маршруты, ставить диспетчеров на конечных маршрутах для контроля прохождения техосмотра, медицинского обследования и появления на маршрутах «пиратов». Можно добавить, что без этой комиссии не пройдет ни одна заявка, связанная с размещением объектов на остановочных комплексах, строительством автопарковок, автосервисных центров, АЗС и др. объектов, имеющих отношение к транспорту и связи. Бесспорно, что земельные вопросы требуют контроля со стороны комиссии.

Однако населению интересно узнать предложения комиссии городской власти и автопредприятиям по совершенствованию схем маршрутных такси, как решить кадровую проблему автопредприятий?
Если троллейбусный маршрут № 6 работает без претензий горожан, то почему не работают так на маршрутах № 7, 5, 2. Почему на маршрут № 7 в день выходит не более 3 троллейбусов и люди часами ожидают его?
Водителей маршрутных такси интересует, когда уплачиваемые ими налоги «закатают» в городские дороги, будет ли осуществляться мониторинг необходимого количества транспорта на маршруте, появятся ли на конечных остановках биотуалеты?
Их также интересует проблема размещения рекламы. Есть в городе бигборды, которые вызывают опасения у водителей. Например, на Херсонском шоссе у водителей всегда возникает желание побыстрее проскочить нависающий над проезжей частью бигборд «NATO stop» с портретом Н. Витренко.
Многие водители работают без оформления соглашений с владельцами машин, а возраст предпенсионный. Может быть, депутатская комиссия могла бы помочь «упорядочить» эти взаимоотношения?

В городах Украины обсуждение вопроса пассажирских перевозок на сессии горсовета дает определенные результаты. Как говорят, в дискуссиях рождается рациональное звено. Может, есть смысл от имени городских депутатов обратиться к Кабинету Министров о введении адресной помощи пассажирам-льготникам? В Польше давно существует только адресная помощь вместо льгот. А в каждом автобусе, микроавтобусе, такси установлен кассовый аппарат и пассажирам обязательно выдают билет на перевозку. Поскольку за нарушение водитель будет уволен или лишен лицензии.

Городской голова Владимир Дмитриевич Чайка как-то сказал: «Владельцы фирм-перевозчиков загнали ситуацию в глухой угол». Выйти из него без кардинальных мер, вряд ли удастся. В русском парусном флоте существовало правило – если узел намертво затянут, то его необходимо рубить. Не придется ли мэру последовать примеру моряков?

Ю. Щетинин.

| | | | - | | | | | |