.
Нарушения природоохранного законодательства нужно устранять,

Нарушения природоохранного законодательства нужно устранять,

mlp / 23.08.2007

Город Николаев среди других городов Украины отличается своим особым географическим расположением. Можно сказать, что он находится на полуострове. Наверно не все горожане знают, что на административной территории нашего города располагаются лиман, водохранилище и 5 речек. Из них Южный Буг считается большой рекой, Ингул - средней, а речки Терновская, Капустная и Витовка - маленькие. Поскольку есть водные пространства, значит должны быть водоохранные зоны и прибрежно-защитные полосы, которые определяются соответствующим нормативным документом.

Речь в том, что Водный кодекс Украины (ст. 89) ограничивает хозяйственную деятельность в прибрежных защитных полосах вдоль рек, вокруг водоемов (Октябрьское водохранилище), т.е. запрещается строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей. Кодекс регламентирует правила на всей территории Украины. Местные особенности устанавливают региональные власти.
Нельзя обвинить николаевские власти в бездеятельности и нежелании иметь такой документ. Еще в июне 1997 года, Николаевский горисполком заключил контракт с институтом ОАО «Николаевводопроект» о разработке проекта «Установление водоохраной зоны и прибрежной полосы р. Ингул, Южный Буг и Бугского лимана и территории землепользования г. Николаева». Как известно, институты в эпоху рыночной экономики перестали заниматься благотворительностью, поскольку сами боролись за выживание. Пришлось горсовету потратиться на создание соответствующего нормативного акта. На 13-ой сессии прозвучала цифра 600 тыс. грн. Именно такую сумму назвал депутат Николаевского горсовета С. Литвак, используя как один из весомых аргументов, чтобы склонить депутатский корпус проголосовать за утверждение проекта водоохранных зон на первом пленарном заседании 13-ой сессии горсовета (19.06.07). Однако депутаты не прислушались к выступлению председателя постоянной комиссии по вопросам экологической политики, охраны окружающей среды и ресурсосбережения и проект опять решили доработать. Начальник управления охраны окружающей среды Д. Мац назвал более реальную сумму стоимость работы института - 120 тыс. грн. (которые еще не полностью выплачены).

4 июля на втором пленарном заседании сессии горсовета Сергей Михайлович Литвак повторно поставил вопрос о защитных полосах рек. Возможно, депутатом была проявлена принципиальность, а возможно и законопослушность. Ведь еще в апреле 2007 году прокурор г. Николаева В. Сикиринский направил в адрес городского головы В. Чайки представление об устранении нарушений природоохранного законодательства, в котором предупредил об административной ответственности должностных лиц, если оно не будет рассмотрено.
В официальном документе отмечено, что рабочий проект установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос был выполнен институтом «Николаевводопроет» еще в 2001 году и тогда же передан горисполкому. Но на рассмотрение сессии горсовета он не выносился.
В 2004 году горисполком доверил институту сделать очередную корректировку территории землепользования. Работа бала завершена в декабре 2006 года. Но к моменту передачи документ опять «устарел», поскольку не отражал реальную картину территории землепользования г. Николаева. Какой институт сможет угнаться за работой николаевского депутатского корпуса по раздаче земельных участков?

«Причесанный» рабочий проект «Установление водоохраной зоны и прибрежной полосы р. Ингул, Южный Буг и Бугского лимана и территории землепользования г. Николаева» все же внесли на рассмотрение 9-ой сессии горсовета (декабрь 2006 г.). Как быстро внесли, так и быстро вынесли.

Кстати, предложение о переносе рассмотрения рабочего проекта внес В. Яворский, заместитель городского головы и глава Департамента ЖКХ, в которое входит управление охраны окружающей среды. На первый взгляд не совсем понятно - зачем это сделал человек, который должен быть больше всего заинтересован в этом документе?
Вероятно, Виталий Леонидович выполнял решение Президиума горсовета, который как правило, согласовывает вопросы, рассматриваемые руководством партийных фракций горсовета. Должны были рассмотреть проект на январской сессии. Но опять что-то не получилось.

В вышеупомянутом прокурорском представлении указывалось: «Из-за бюрократических преград, неоправданной волокиты на протяжении 10 лет в ущерб водоохранным мероприятиям по сохранению бассейнов рек Ю. Буг, Ингул и других, не реализуются конкретные меры по установлению водоохранных и прибрежных защитных полос указанных рек, что может привести еще к более значительным негативным последствиям».

О каких негативных последствиях имел в виду городской прокурор? Это самовольное строительство временных сооружений объединением «Дикий сад» возле Ингульского моста, это малые архитектурные формы объединения «Нептун» на Ю. Буге. Отсутствие проекта прибрежных защитных полос позволяло должностным лицам горисполкома выдавать разрешительные документы на проведение строительных работ в этих зонах. Таким образом, ООО «Туристическая база «Южный Буг» городская архитектура дала согласие на строительство туристической базы в районе жилых домов № 13-15 по Бугскому бульвару, разрешили разработку проектов строительства гостиничного комплекса возле жилого дома № 1 на Варваровском спуске ООО «Ирбис-Плюс» и Физкультурно-оздоровительного комплекса в районе речного вокзала ООО «Клуб «Роксолана». Прокуратура могла бы назвать и другие выделенные земельные участки под строительство коттеджей в береговой черте.

Прокурор указал и виновников нарушения законности - целый отдел охраны окружающей среды и отдел организации торговой деятельности и услуг населения горисполкома. Справедливости ради нужно отметить, что именно отдел охраны окружающей среды приложил немало усилий, чтобы рабочий проект попал к депутатам на стол. Долгое время этому мешала «нехватка времени» в городской архитектуре и управлении земельных ресурсов. Эти два управления горисполкома постоянно находятся в двух состояниях: либо подготовка к сессии горсовета, либо приведение документации после сессии. И вновь первое состояние.
По оценке прокуратуры, нарушению законодательства содействовали заместители городского головы, которые не контролировали своих подчиненных. К ним следует добавить фамилии ряда депутатов горсовета, которые «помогали» нарушать законы, лоббируя выделение земельных участков. Но коль не названы фамилии заместителей мэра, не будем называть и фамилии депутатов. О них город узнает в ходе предвыборной компании.

По мнению Д. Маца, и до принятия рабочего проекта депутаты обязаны были при решении вопросов отвода земельных участков соблюдать требования Водного кодекса. Но «отрабатывать назад» депутаты не будут. По мнению руководителя фракции Партии регионов в Николаевском горсовете П. Зиброва, отменить ранее принятое депутатами решение может только суд. Тем более, если уже затрачены большие средства на проектные работы.

Можно предположить, что принятые депутатами решения по земельным участкам в водоохранных зонах могут остаться без изменений. Хотя обжаловать их в суде можно. Был бы повод и желание «помочь соседу».
Николаев растет и развивается. Сегодня одним из наиболее привлекательных становиться бизнес по строительству коттеджей. А они, как правило, располагаются у водоемов или в лесной зоне. Это подтверждают объекты, построенные на территории бывшего пионерского лагеря «Партизанская искра», микрорайона Леваневцев и др. На «бывшей» земле Министерства обороны ждут своего времени участки на береговой черте под объектами, выкупленными у министерства. Горсовет пока не дал согласия на составление проекта землеотвода и строительство на этих участках, но как долго это продлиться никому неизвестно.

Таким образом у Николаевского горсовета есть нормативный документ, который позволит сохранять водные ресурсы и выполнять требование ст. 88 Водного кодекса Украины. В николаевском регионе прибрежные защитные полосы (зона строгих ограничений)составляют вдоль уреза воды шириной 100 м по берегам Южного Буга и 50 м - по берегам Ингула. К тому же, если крутизна склонов превышает три градуса, минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается. Вдоль Бугского лимана выделяется прибрежная защитная полоса шириной не менее двух километров от уреза воды. Контроль по соблюдению этих правил возложен на исполнительный комитет Николаевского горсовета и государственные органы охраны окружающей природной среды.
Можно было бы и не писать об этом документе. Просто есть желание помочь горсовету реализовать статью Водного кодекса Украины, которая гласит: «Исполнительные комитеты местных Советов обязаны сообщать населению, всем заинтересованным организациям решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранный режим, который действует на этих территориях».

Ю. Щетинин.





| | | | - | | | | | |